?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПМР. Часть 1.

Начало тут

В задачи данных заметок не входит подробное описание истории приднестровского конфликта, напомню только, что вызван он был тем, что левобережье Днестра никогда не входило в состав Румынии, поэтому его население с самого начала дало понять, что не хочет иметь с взявшей курс на выход из СССР Молдавией ничего общего. Причём эти настроения всегда разделяли и тамошние молдаване, которые, кстати, никогда не составляли там абсолютного большинства. Кстати, если кто не помнит: Приднестровье провозгласило свою независимость раньше, чем Молдавия и с тех пор де-факто является независимым государством, хотя ни одна страна член-ООН её не признаёт.

В связи с этим пересечение фактической границы между Молдавией и ПМР несколько отличается от большинства подобных процедур и очень напоминает пропускной режим между греческим и турецким Кипром. Граница находится примерно в часе езды от Кишинёва прямо на окраине города Бендеры, который, хоть и расположен на правом берегу, в 1992 отстоял своё право находиться в составе ПМР. На молдавской стороне нет никаких пограничных знаков, что естественно, ведь с точки зрения Кишинёва, ты за пределы страны не выезжаешь. Только недавно они стали тормозить проезжающие авто и спрашивать, куда ты направляешься. Если на Украину (а это, собственно, трасса Кишинёв-Одесса), тогда ты получаешь в паспорт штамп о выезде. А если в ПМР, то не ставят ничего. Приднестровский же пост обустроен куда более солидно, со всеми государственными атрибутами. Все въезжающие должны пройти на специальный пост, где они получают вкладыш в паспорт, в котором указываются данные владельца и сроки пребывания. Но это не миграционная карта - на обратном пути бумажка не изымается. Фотографировать там строжайше запрещено, но коллега Юлий всё же исхитрился пару раз щёлкнуть телефоном.





Практически сразу за блокпостом начинаются многоэтажки; здесь в 1992 году шли тяжёлые бои. Но прежде чем смотреть город, гид наш (с нашего согласия) завёз нас в Бендерскую крепость которая, пожалуй, является самым значимым историческим памятником всей Молдавии в её общепризнанных границах. Собственно, под крепостью сейчас понимают лишь бывшую её цитадель, построенную в 16 веке турками. Сами же форификационные сооружения занимали гораздо бОльшую площадь и к настоящему моменту практически полностью срыты.



Власти свято чтят историю своей страны и ставят на территории крепости памятники историческим личностям, участвовашим в её обороне, в частности, барону Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхгаузену




И это не шутка. В 1741 году барон, находясь на русской службе, участвовал в осаде Бендерской крепости, которую тогда, правда, наши не взяли. Вообще мы её брали штурмом трижды, но уже без участия бравого барона. Но на ядре Мюнхгаузен успел полетать, чему есть неоспоримое свидетельство.



Но с крепостью и без Мюнхгаузена связано много исторических имён. Только русские брали её три раза: Панин штурмом, Потёмкин добрым словом и пистолетом и генерал Мейендорф - подкупом. Последний раз оказщался окончательным - Бессарабия была присоединена России. А имена погибших при осадах и штурмах увековечены на мемориальных досках.



Также специальная мемориальная доска посвящена гербу Бендер - льву с человеческим лицом.



Кроме того, крепость связана с Именами Карла Двенадцатого и Мазепы, которые отсиживались тут после полтавского разгрома; последний здесь же и умер. Чучело Мазепы можно увидеть в местном краеведческом музее, в экспозицию которого помимо этого входят и всеразичные требуше и прочие осадные орудия. Считается, что турецкий гарнизон Бендер мог доходить до 60 тыс. человек, что делало эту крепость чуть не крупнейшей в Европе в то время.



В советское время крепости не очень повезло - она находилась на территории оборонного завода и поэтому доступ туда был практически закрыт. Впрочем, формально она и сейчас на его земле, но завод давым-давно закрылся, а саму крепость постепенно реставрируют и превращают в туристическую достопримечательность. На заднем плане - железнодорожный и автомобильный мост через Днестр, соединяющий Тирасполь и Бендеры, который румыны 25 лет назад так и не смогли перейти.



Сам же город Бендеры - типично советский; с панельными брежневками по окраинам и трех-пятиэтажными сталинками в центре. Довоенной застройки крайне мало. На горсовете - тоже типовом советском здании - характерная примета: на флагштоках три флага - местный, приднестровский и российский.



Вообще так тут везде. Приднестровье уже проводило референдум за присоединение к России, с почти 100% результатом "за". Но воссоединение не состоялось по ряду причин, не последняя из которых географическая. Приднестровье не имеет ни выхода к морю, ни даже аэропорта. Поэтому её граждане ездят за пределы республики либо через Украину, либо через Молдавию. А поскольку паспорт ПМР теми не признаётся, граждане республики почти поголовно имеют другое гражданство - российское, украинское или молдавское - кому какое было проще получить. А то и не одно.



Возле горсовета - памятный стенд, посвящённый войне с Молдавией.



Перед распадом СССР население города доходило почти до 150 тысяч человек, сейчас, по официальным данным, осталось около девяноста, а в реальности, наверное, ещё меньше. Неудивительно, что центральные улицы города выглядят совершенно пустыми и резко контрастируют с тем же Кишинёвом.



Причины такой депопуляции очевидно. Экономическое положение ПМР, пожалуй, даже хуже молдавского, поскольку усугубляется экономической блокадой, установленной как Молдавией, так и Украиной. Поставлять что-либо ПМР может только через Молдавию, а это фактически означает двойную затаможку с соответствующими последствиями для рентабельности.



Другой заметный контраст по сравнению с Кишинёвом - в Бендерах (как и в Тирасполе) очень чисто. Несмотря на очевидную бедность, чувствуется порядок, чего про Кишинёв нельзя сказать совсем.



Ещё в центре запомнилась пожарная часть, считающаяся местной достопримечательностью



И котики. Очень много котиков, причём весьма упитанных и ухоженных.



А на выезде из города у моста запомнился ещё памятник ополченцам, не пустивших румын за реку.



Ну а практически сразу за мостом - Тирасполь. Можно сказать, что это практически один город, между Тирасполем и Бендерами даже троллейбус ходит. Но об этом

Продолжение следует.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
gur64
Jan. 24th, 2018 06:17 pm (UTC)
"Поставлять что-либо ПМР может только через Молдавию"
Это вряд ли. В Тирасполе есть такой Молдавизолит, и он свою продукцию по всему бывшему СССР гонит, по стоимости не отличаясь от своего подмосковного конкурента:)
arkhip
Jan. 24th, 2018 06:26 pm (UTC)
зарплаты ниже, то, сё...
gur64
Jan. 24th, 2018 06:34 pm (UTC)
Зато сырье импортное, соответственно дороже.
В общем, сейчас сказать, как там дела обстоят, не готов, но тамошние особо на растаможку не жалуюццо.
arbeite_4
Jan. 24th, 2018 07:44 pm (UTC)
Молдавия недавно вроде че то про агрессию России заикалась и что-бы российских миротворцев вывели из ПМР
arkhip
Jan. 25th, 2018 04:00 pm (UTC)
она всегда заикается
genby
Jan. 25th, 2018 03:56 pm (UTC)
Перед распадом СССР население города доходило почти до 150 тысяч человек,

Более 120 не было. Сейчас на вскидку, тысяч 70. Город активно рос от заселения с северов (норильска, Воркуты.. ) ихние пенсионеры закупались там кооперативами. Ну а как они померли, то и сокращение пошло дикое. + куча народа уехало. Особенно все евреи. коих было около 7%
arkhip
Jan. 25th, 2018 03:59 pm (UTC)
я смотрел статистику переписи 1989 года
genby
Jan. 25th, 2018 04:12 pm (UTC)
Там Бендеры 129969 и это вместе с селами Варницей, Гыской, Хаджимусом, которые входили в горсовет, но вышли в 1992.
rigort
Jan. 25th, 2018 05:41 pm (UTC)
Насколько я понимаю, главная проблема современного приднестровья - это блокада Украины с 2014 г. Раньше они экспортировали весь свой трубопрокат и т.п. через хохляндию, а теперь свидомые душат Приднестровье вместе с молдаванами.
arkhip
Jan. 25th, 2018 07:04 pm (UTC)
Да
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner