arkhip (arkhip) wrote,
arkhip
arkhip

Categories:

Аллахабад. Ритуальное омовение.

Начало тут

В конце прошлой истории я забыл упомянуть об откровенно странном поведении персонала выбранной нами гостиницы. Расселив нас по номерам, они наотрез отказались выдавать нам электронные ключи, пояснив, что у них дело поставлено так: уходя, постоялец просто захлопывает дверь, а по возвращении вызывает местного гаврилу с мастер-ключом, который и отпирает ему жилище. Поскольку мы постоянно курсировали между номерами, нас категорически не устраивало регулярно бегать с седьмого этажа на первый, так что мне пришлось идти к портье и с боем выколупывать своё законное. В итоге ключи нам нехотя, но всё же выдали, при этом затруднившись объяснить причину таких удивительных установлений. Пиво в гостинице также не продавалась, что совершенно неудивительно, поскольку прекрасные люди обычно прекрасны во всём.

А вообще город Аллахабад интересен очень многим. Во-первых, это родовое гнездо клана Неру-Ганди, по каковому поводу здесь есть целый дом-музей. Во-вторых, в колониальные времена это был один из самых "британских" городов Индии, что весьма повлияло на его застройку. Но поскольку времени было мало, то нас интересовало исключительно "в-третьих", а именно Сангам - место слияния Ганга, Ямуны и невидимой подземной реки Сарасвати, протекающей через всю Индию. Не спрашивайте меня, как это может быть: индуизм вообще непостижим без долговременного и упорного употребления листьев и пыльцы индийской конопли, а я никогда не увлекался подобными вещами. Самое интересное, что в древности река Сарасвати действительно существовала. Она протекала в основном по территории нынешнего Пакистана и пересохла примерно за тысячу лет до нашей эры. Надобно также добавить, что таких слияний трёх рек, одна из которых воображаемая, в Индии около десятка и все они являются местом паломничества. Но аллахабадский Сангам самый главный и для уважающего себя индуса ритуальное омовение в этом месте это что-то типа хаджа для мусульман.

Подряжать индусолюбивого Притпала на поездку не стали, а то бы он нас завёз. Отловили тук-тук. Сам город я особо не фотографировал, приложжу вот разве что в качестве иллюсмтрации памятник Чандре Босу, тому самому, который сформировал из военнопленных индийских солдат Овободительную Армию и воевал на стороне японцев. В Индии вторую мировую войну своей не считают, так что чтят Боса почти наравне с Неру.





Сангам находится в стороне от города и отделён от него обширным полем, на котором привольно раскинулись местные Цыганы. Поле это не застраивается неспроста - раз в двенадцать лет здесь проходит специальный Праздник, на который собираются несметные тучи богомольцев; на последний, говорят, приехало от тридцати до сорока миллионов человек. Так вот именно тут всю эту толпу и расселяют под мудрым, но суровым руководством армии и местного МЧС.



Вскоре гаврила подвёз нас к месту, где священная Ямуна омывает мощные стены старинного форта, посчитал свою миссию наполовину исполненной, сказал, что будет ждать нас здесь и удалился в тень сикоморы жевать бетель.



Выйдя на берег, мы, в общем, не сразу поняли, что это не совсем то место, в которое мы ехали.



То-есть на самом деле гаврила исполнил свои обязанности честно, но дело в том, что ни один уважающий себя богомолец не поедет к Сангаму посуху. Они приезжают или приходят к форту, а уже оттуда добираются до места слияния, до которого отсюда больше километра, на специальных лодочках. Ну откуда было гавриле знать, что купаться в этом первичном бульоне мы не собираемся. а транспортных нюансов не знаем?



В принципе нам очень повезло, что в этот день не было никакого религиозного праздника и поэтому никакого ажиотажа на берегу не было. Тем не менее нанимать лодочку мы не стали и пошли пешком.



Кстати, самые нетерпеливые не выдерживают и начинают макаться в реку прямо здесь.



На берегу меж тем процветает очередной веригудбизнес - продажа пластиковых канистр для воды из священных рек. Каким образом её принято употреблять по возвращении домой, я, к сожалению, не в курсе.



Между продавцов сидят так называемые сатху - нечто вроде индуистских юродивых, которые на праздниках в Варанаси бегают совершенно Голые и жрут костяной ложкой мозги у не до конца прожаренных покойников (по крайней мере, так рассказывают). Но тут они довольно смирные.



Через некоторое время мы очевидным образом заколебались топать по песку, а поскольку возвращаться к нашему прежнему гавриле смысла уже не было, пришлось подловить нового, который и подвёз нас по железной дороге непосредственно к святому месту.



Тут, конечно, и была самая движуха.



Лодки длинной цепочкой выстроились у песчаной отмели, разделяющей две реки (кстати, Ямуна, хотя и считается притоком, на самом деле шире и полноводнее Ганга раз в пять) а их пассажиры вовсю предавались единению с Брахмой



На наши крещенские купания индийское ритуальное омовение похоже мало. Паломники заходят в воду примерно по яйца (у кого они есть) и подолгу так стоят, периодически складывая руки лодочкой и бормоча молитвы.



а также наполняют канистры святой водой



и периодически пьют прямо из реки - действие, от которого любой европеец обосрался бы до смерти, даже не успев выйти из воды. Но такие нежные особы в Индии вымерли ещё в эпоху Мохенджо-Даро, так что никаких последствий для местных это не влечёт.



Окунание с головой тоже входит в ритуал. Мужчины во время процедуры раздеваются до трусов, а дамы, разумеется, купаются в полном облачении.



Люди тут самые разные. Вот этот упитанный молодой человек в обычной жизни наверняка носит галстух в каком-либо бомбейском офисе или кропает программы в Бангалоре.



А вот Лев Натанович Щаранский собственной персоной.



На берегу тоже весело. Народ тусуется у навесов, предназначенных для переодевания



а также готовит еду и закусывает. Посуду моют ту же, в священной воде. И правда, что от такой воды может сделаться закалённому организму?



Пока я бродил и фотографировал



уставшие коллеги вежливо, но твёрдо начали намекать мне, что пора бы и честь знать



поскольку пребывание в экзальтированной толпе их явно утомило.





так что мне в итоге с сожалением пришлось внять их уговорам и направиться обратно. К тому же нам нужно было как можно быстрее попасть в Варанаси и распроститься с блистательным Притпалом.

Продолжение следует.
Tags: Индия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments