?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сербия. Фрушка Гора.



Долина Дрины
Балканский китч
Рашка
Нови-Пазар
Косово. Север
Косово. Печ.
Косово. Печская патриархия.
Косово. Высоки Дечаны.
Косово. Приштина.

Босния и Герцеговина
Черногория
Македония

С утра, прежде чем предпринимать что-либо дальше, нам предстояло решить главную проблему, а именно - съехаться всем в одно место, ибо жить в двух кварталах друг от друга было не вполне удобно. Собственно, решение было уже за помянутым мною в прошлой рассказке Душаном, нам же нужно было только дождаться его и, если он что-нибудь предложит, переехать на новое место, а если не предложит - то тоже переехать, но уже в гостиницу, что было несколько более дорогим вариантом. Дабы ожидание тянулось комфортно, по дороге к коллегам закупились подношениями в местной "мясарне", находившейся в аккурат в пяти метрах от подъезда. Надо сказать, что это была та же самая квартира в конце знаменитой Скадарской улицы, в которой мне уже доводилось проживать годом ранее, и поэтому мясарня была мне прекрасно знакома, ибо трудно не запомнить заведение, которое круглосуточно торгует на вынос десятью видами жареных колбас без всяких признаков цивилизации в виде консервантов, сои и прочих добавок по цене 150 динаров или 60 рублей за порцию.

Подношения, включая холодное местное пиво-елень, оказались весьма кстати, поскольку коллеги, кинутые в центре незнакомого им города в квартире без лифта, пребывали в несколько угнетённом состоянии. Появившийся вскоре Душан ещё сильнее повысил наш настрой, предложив в наше распоряжение на оставшиеся два дня аж целый пустующий хостел (правда, небольшой) в переулке возле Бранкова моста, что было хоть и не таким козырным местом, как Скадарлия, которая в Белграде считается чем-то средним между Монмартром и Арбатом (только в миниатюре), но, в общем, тоже неплохо. Переселяться пришлось практически с армейской быстротой, потому что на этот день у нас в плане стояла последняя поездка на автомобиле - в Воеводину, а точнее, в область под названием Срем.

Воеводина - это автономная область в Составе Сербии, занимающая территорию севернее рек Дуная и Савы, на слиянии которых как раз и стоит Белград. Срем же (он же античный Сирмий) - это дунайско-савское междуречье, расположенное частично в Сербии, а частично в Хорватии. Эти территории значительно отличаются от остальной страны как по ландшафтам, так и по истории с этнографией. Дело в том, что они было отвоёваны от турок значительно раньше, чем остальная территория страны, а именно в самом конце 17 века и стали частью Австрийской империи. Сербы жили здесь и раньше, но включение Воеводины в состав государства, которое было хоть и католическим, но тем не менее христианским, спровоцировало массовое переселение сербов из внутренних областей страны, в первую очередь из Косово, на север. Австрийцы использовали этот исход к своей вящей пользе, расселив сербских беженцев вдоль турецкой границы и наделив их статусом, похожий на тот, что у нас раньше имели казаки. А возвышенность под названием Фрушка Гора, примерно в 50 км от Белграда, стала средоточием духовной жизни - там на небольшом пространстве было основано или расширено несколько десятков больших и малых монастырей, из которых в наши дни функционируют шестнадцать. Туда мы, собственно, и направились.

На въезде на Фрушку Гору, которая сама по себе представляет собой покрытый лесами национальный парк, нам попался один из посвящённых Второй мировой войне монументов. Вообще в Югославии памятников той войне много, но до это они нам практически не попадались, так что нам практически в первый раз довелось сравнить монументальное искусство СССР и СФРЮ.





Я во Фрушке был уже второй раз, но поскольку названия монастырей, куда меня возили, я уверенно не запомнил, поэтому экскурсию делали в некотором роде наугад, посетив Врдник, Ново и Старо Хопово и Крушедол. И ужэе дома я вспомнил название женского монастыря, где у нас с супругой наотрез отказались брать деньги за икону в церковной лавке из-за того, что признали в нас русских. Он назывался Гргетег.



А это, как и на предыдущей картинке - Врдник.



А это уже Ново Хопово. На православный монастырь это не очень похоже, особенно если внимательно посмотреть на колокольню. Дело в том, что австрийские власти, не чиня препятствий исповеданию православия, тем не менее следили, чтобы культовые строения в империи выглядели более или менее единообразно. Именно поэтому многие православные церкви Воеводины на первый взгляд неотличимы от костёлов.



Но, конечно, Сербия, хоть и северная - это Вам не Штирия, поэтому многие церкви имеют гораздо более привычный глазу вид.



Это вот Старо Хопово, а церквушка, наоборот, выглядит новой.



Непонятно, то ли зима была тёплой, то ли местные насельники такие запасливые, но и тут и там мы видели заботливо сложенные крупные запасы дров (напомню, дело было в начале мая)





На входе в Крушедол, где похоронены первый король Сербии (впоследствии отрёкшийся от престола) Милан Обренович, его мать, два патриарха и несколько митрополитов, мы опять получили наглядное доказательство того, что сорок пять лет коммунизма и семьдесят лет коммунизма - это всё таки не совсем одно и то же. одновременно с нами туда приехала экскурсия местных городских подростков. И они, проходя через ворота, все как один, осеняли себя крестным знамением.





Но, по правде говоря, если сравнивать относительную религиозность сербов и русских, то я бы не стал делать резких и однозначных выводов. Потому что в этом же самом месте в самый канун Рождества 2012 года я наблюдал развесёлую компанию молодых селян на тракторах и с флагами.



Вообще в Сербии среди рождественных традиций существует и вот какая: 5 января, на Туциндан, принято забивать специального рождественского порося. Причём именно забивать - животину лишают жизни метким ударом специальной деревянной киянки прямо в лоб - колоть ни в коем случае нельзя. 6 января его готовят целиком, а 7-го, на Божич, т.е. Рождество, съедают в кругу семьи и друзей. Ну вот и эти пейзани, пока жарился, хряк, видимо, не выдержали исходящих из него ароматов и набрались ракии до такой степени, что не могли ходить, и им оставалось только сидеть на крыше трактора, поддерживая друг друга и приветствуя мир радостными павианьими криками.



Надо сказать, что живут тут в сёлах весьма неплохо. Дома добротные, всюду асфальт и коммуникации. По уверениям одного моего белградского знакомого, здешние деревенские жители никогда не покупают в продовольственных магазинах ничего, кроме кофия и сахару, а самые зажиточные в период сбора урожая нанимают подённых рабочих аж из Венгрии, потому что местных рабочих рук не хватает.



Глядя на местные пейзажи, в это хочется поверить, так как видно - здесь цветёт и плодоносит любая палка.



Продолжение следует.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
rumoredistrada
Apr. 7th, 2014 06:59 pm (UTC)
А у сербов женщины церковь могут без платков посещать?
arkhip
Apr. 7th, 2014 07:09 pm (UTC)
Глянул сейчас видео, снятое на Рождество в соборе Св. Саввы. Все без платков.
nekto_xunnu
Apr. 26th, 2014 07:59 am (UTC)
И у греков еще. Слышал от гречанки, что это связано с тем, что они хотели отличаться от турецких женщин.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner