?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сербия

Я уже упоминал, что предстоящее пересечение боснийской границы вызывало у нас определённое томление духа, поскольку мы не были до конца уверены, сможем мы её пересечь или нет. Дело в том, что, несмотря на то, что трёхдневный транзит по Боснии и Герцеговине официально не обставлялся никакими дополнительными условиями (а мы дольше задерживаться и не собирались), практика, которая, как известно есть критерий истины, утверждала совсем обратное. То-есть по накопанной в интернете информации от тех соотечественников, которые в последнее время посещали эту страну, гостиничный ваучер на границе всё-таки требуют. С ваучером и вышла загвоздка. Нет, конечно, мы забронировали в Сараево гостиницу под гордым названием "Хайятт", но вот выцарапать из них подтверждение оригинала брони с печатью оказалось непосильной задачей. В конечном итоге они ограничились факсимильной копией, ну и на том, надо сказать, спасибо. Оставалось уповать только на лояльное отношение сербов к русским - а въезжать нам предстояло как раз в Республику Сербскую - ну и, разумеется, на традиционное славянское распиздяйство.

В общем, выдвинулись. По дороге в последнем приграничном городке осмотрели очередной памятник сербской воинской славы.





Как видно невооружённым глазом, количество погибших во время двух Балканских и Первой Мировой войн (левая часть) значительно больше, чем во время Второй Мировой (правая часть). И для такой малонаселённой местности оно очень большое. Вообще в Первую Мировую наибольшие потери в процентном отношении понесла именно Сербия - погиб чуть не каждый второй мужчина призывного возраста плюс множество мирного населения - от террора и голода во время австро-болгарской оккупации. Во Вторую же Мировую, если мне не изменяет "Память", эта территория почти всё время оставалась под контролем четников либо правительства Недича: НОАЮ была изгнана из Сербии ещё в конце 1941 года и практически не совалась на территорию бывшего Сербского королевства вплоть до 1944 года. Но это так, к слову.



На границе, разумеется, начались проблемы. На сербской стороне их, впрочем, не возникло - местный пограничник спросил, есть ли у нас ваучер, и когда мы сунули ему свою филькину грамоту, сказал, что она ему не нужна, а вот на той стороне пригодится. Ну ладно, значит один вопрос по крайней мере разъяснился - ваучер всё-таки требуют. Оставалась мелочь: въехать в страну по той липе, которая у нас была. На боснийской стороне страж государственных рубежей испросил у нас документы и, увидев русские краснокожие паспорта, расплылся в улыбке. Уже хорошо. Продолжая улыбаться, офицер изучал наши бумаги. Так, пассажи окей... зелена карта окей... так, ваучер.... Стоп! Это не ваучер!" "Как не ваучер?!" - я попытался изобразить удивление. "А так. На ваучере должна быть синяя печать, а у вас её нет". "Да?!" - я продолжал строить из себя идиота, - "А нам сказали, что это ваучер. И что теперь делать?" "Ничего, - ответствовал пограничник - сейчас мало десно (примите чуть вправо), стойте и ждите" - и исчез в своей будке. Тем временем через границу в быстром темпе проскакивали автомобили и грузовики с гражданами бывшей Югославии, а мы сидели, курили бамбук, то-есть сигариллы Кафэ-Крем, и молились всем богам сразу. Минут через 15 к нам вышел уже другой офицер, с бОльшим количеством звёзд на погонах и с нашей злосчастной бумажкой в руках. Диалог повторился с точностью до мельчайших деталей, и офицер молча вернулся в будку, правда, не забыв по дороге обнадёжить нас американски-международным жестом из свёрнутых в форме буквы-о большого и указательного пальцев. Ещё минут через пятнадцать он возвратился уже со всеми документами, торжественно вручил нам их со словами "Добро пожаловать в Боснию!", а потом погрозил нам пальцем и добавил, что вообще-то ваучер должен быть с синей печатью и в следующий раз он нас без него в страну не пустит. "Конечно, конечно!" - радостно закивали мы и тепло попрощались с вошедшим в наше положение чиновником. На деле, я полагаю, всё было прозаично - они просто связались по телефону с гостиницей и те подтвердили, что бронь настоящая и что они действительно ждут нас сегодня к вечеру в гости. Ну или сделали вид, что связались. Кстати, насчёт сербской лояльности мы тоже заблуждались. Как нам пояснили позднее, пограничные посты в БиГ целенаправленно формируют из представителей всех общин страны - с целью укрепления дружбы народов ну и чтоб относились ко всем въезжающим одинаково корректно. Весьма разумная мера, кстати.

Надо сказать, что страдания той части экспедиции, которая не была отягощена рулём (то есть всех, кроме меня) значительно отягощались тем, что до границы мы не успели купить Пива, чтобы окончательно привести в порядок нарушенный вчера кислотно-щелочной баланс. То-есть, конечно, я тоже страдал, но у меня не было выбора. Поэтому сразу при въезде в Боснию все стали требовать от меня магазина, а они, как назло, не попадались. Ближайший оказался уже километрах в 25 от границы - в Вишеграде. По счастью, там принимали сербские динары. Вишеград, кстати, оказался очень симпатичным городком, но одновременно вести машину и фотографировать затруднительно, коллеги же мои в тот момент думали только о свежекупленном.

После Вишеграда дорога пошла по каньону верхней Дрины. Трасса изобиловала туннелями (мы начали поначалу их считать, но на третьем десятке плюнули) и, судя по датам, выложенным камушками на въезде в них, была построена в самом конце 80-х - аккурат к распаду Югославии. Так что подвозить по ней снаряды к осаждённому Сараеву было чрезвычайно удобно. Места там очень красивые, так что пару раз мы не смогли не остановиться пофотографировать.



Река здесь зарегулирована почти полностью. Во время одной из остановок мы заметили скромный обелиск, установленный в память погибших при строительстве водохранилища, видимо, в одно время, в результате какой-то катастрофы. Кстати, обратите внимание на то, что памятник, хоть и установлен во времена СФРЮ, но тем не менее отмечен крестом - ещё одна вещь, которую в СССР представить было бы невозможно.



Кстати, многие из тех, кто ездил отдыхать в Черногорию, бывал в каньоне реки Тары. Кто в составе организованной группы на предмет рафтинга, а кто и так, на машине. Так вот, на мой взгляд, по сравнению со здешними местами каньон Тары сосёт. Жаль только, что остановиться тут можно далеко не везде.



К тому же любоваться пейзажами мне было особо некогда, ибо серпантин есть серпантин, а водить по ним автомобиль я как-то отвык. Коллеги же наслаждались ячменным напитком, при этом вовсю веселились и вели себя совершенно по-раблезиански, ну вы понимаете, о чём я. Ну а мне не оставалось ничего иного, как тоской глядеть на панель навигатора, на котором отображалось оставшееся до нашего отеля расстояние и голосом индейца Фукса, считавшего высиженных им в каюте яхты "Беда" крокодилов, вести обратный отсчёт: "Шестьдесят километров... Пятьдесят километров... Сорок километров.."

Ближе к Сараево ущелье, наконец, кончилось, и начались пригодные для человеческого обитания земли. Вот так выглядит типичный пейзаж боснийского плоскогорья.



Почвы здесь, правда, каменистые и поэтому для выращивания хлебов подходят мало, зато для выпаса всяческого скота - самое оно. Напомню, мы по-прежнему находились на территории Республики Сербской, о чём свидетельствовали надписи на кириллице и развешанные по всюду флаги автономии, отличающиеся от знамени собственно Сербии только отсутствием герба. Сине-жёлто-белый флаг БиГ при этом встречался чрезвычайно редко.



Тем временем до нашей гостиницы, расположенной в самом что ни на есть историческом центре, осталось двадцать километров, потом десять, потом пять, а никаких признаков приближения крупного города не было, более того, никак не заканчивалась и собственно Республика Сербская. В итоге щит "Добродошли у Републику Српску" мы зафиксировали менее чем в четырёх километрах от конечной точки маршрута. Мусульманско-хорватская федерация же, судя по всему, аналогичных щитов не ставит принципиально.

После пересечения внутренней границы, которая, говорят, вплоть до относительно недавнего времени была вполне реальной - с блокпостами и прочими прелестями - мы проскочили последний туннель и буквально упёрлись в старую часть Сараево.

Продолжение следует.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
kis_kisych
May. 23rd, 2013 12:44 pm (UTC)
Каньон, конечно, красивый. Но сплавной ли он?
arkhip
May. 23rd, 2013 12:50 pm (UTC)
вот угадайте с трёх раз, если там плотина на плотине :)
kis_kisych
May. 23rd, 2013 12:55 pm (UTC)
т.е. вода поднята, порогов нет, для сплава речка не пригодна ((
blazzer
May. 24th, 2013 03:10 am (UTC)
Каньон Тары очень красивый на север от попова моста до Фочи, например. Или там уже Дрина?
( 4 comments — Leave a comment )