?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вторая волна



После посиделок с Великим Мганнггой (оххх....) вчера перебрался в Омск. За эти полтора дня у меня было несколько деловых встреч, и как-то само собой получилось, что помимо прочегонеоднократно заходил разговор о миграции. Так вот, все, с кем я эту тему затрагивал, говорят в один голос, что сейчас идёт вторая массовая волна переезда русских из Казахстана. Первая волна была в 90-е, когда в Казахсьане былразгул национализма и полный развал, потом ручеёк перехавших начал сходить на нет, но в принципе никогда полностью не пересыхал. И сейчас всё по новой. Причём сейчас, в отличие от тогдашнего времени, репатриация вызвана уже скорее ситуацией в России, чем в Казахстане. Дело в том, что хотя в начале 90-х ситуация в Казахстане и начала немного выправлятьчся - пошёл официальный курс на национализм да и нефтяные доходы резко возросли - но ситуация просто перестала быть невыносимаой и стала терпимой, но терпимой ровно настолько, чтобы издержки и риски переезда в Россию перевешивали дальнейшее пребывание в Казахстане. Ведь в плане общего уровня жизни Казахстан всегда был и есть позади России. Ну а русских хоть официально не гнобят, но ходу всё равно не дают: у "некоренного" шанс сделать более или менее приличную по местным меркам професиональную карьеру намного ниже, чем у казаха. А поскольку благодаря нашей, с позволения сказать, миграционной политике русских на родине особо не ждали, то всё и пришло в относительное равновесие. Но в последние годы ситуация довольно сильно поменялась. Во-первых, худо-бедно заработала программа возвращения соотечественников и репатрианты стали получать подъёмны на обустройство на новом месте. Во-вторых, сильно возрос спрос на квалифицированную рабочую силу - оживающие омские предприятия обрабатывающей промышленности испытывают дикий кадровый голод. В общем, маятник качнулся и люди снова поехали сюда. Более того, казахстьанские студенты, которых в омских вузах очень много, в массовом порядке оформляют за 5 лет учёбы оформляют российское гражданство, устраивается здесь, а потом потихоньку перетягивает родителей. Причём это делают не только русские, но и казахи - из тех, кто не обделён умом и багажом знаний, но лишён связей, без которых на родине тоже хрен пристроишься.

Хорошо ли это для России? Несомненно. Хорошо ли это для Казахстана? Трудно сказать. С одной стороны, приближается сокровенная мечта Елбасы о Казахстане для казахов. С другой стороны, может, для этнической статистики оно и хорошо, когда русские уезжают, а на их место прибывают оралманы из Китая и Монголии. С другой стороны, уезжают инженеры и врачи, а в их домах поселяются вчерашние кочевники, которые и городскими удобствами-то пользоваться зачастую не умеют, не говоря уж о том, чтобы претендовать на сколько-нибудь квалифицированный труд. И при этом Елбасы вбухивает громадные деньги в амбициозные программы импортзамещения и вообще развития. А кто их будет претворять в жизнь? Не говорящие по-русски и зачастую вообще неграмотные оралманы, что ли? Трижды ха. Кстати, если даже когда-нибудь в казахстане и будут когда-нибудь жёстко и принудительно всюду внедрять казахский язык, технической документации это не коснётся - она останется русской ну и кое-где ещё английской. Помнится, в корейской фирме, в которой я когда-то работал, английской была половина документации, а ведь Корея - это вам не Казахстан, это полноченный азиатский тигр и 12-я экономика мира.

Так что ещё раз попутного ветра Назарбайке в паруса. Перед Турцыей он, видите ли, заигрывает. Полагаю, ему будет очень не до этого.

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
trilirium
Oct. 25th, 2012 02:12 pm (UTC)
Отличная новость...
schadling
Oct. 25th, 2012 02:26 pm (UTC)
Цитата:" С другой стороны, может, для этнической статистики оно и хорошо, когда русские уезжают, а на их место прибывают оралманы из Китая и Монголии. С другой стороны, уезжают инженеры и врачи, а в их домах поселяются вчерашние кочевники, "
А нахрена тов. Елбасы инженеры!? :)
ego_velichestvo
Oct. 25th, 2012 02:38 pm (UTC)
учитывая, что медицина и техника тоже должны быть сугубо и исконно казахскими - не нужны.
ascir
Oct. 25th, 2012 02:28 pm (UTC)
Мне приходилось слышать от людей с родителями и другими родственниками в Казахастане, что проблема ещё в планах тотального перехода на использование только казахского языка в делопроизводстве. Реально это означает запрет на профессию для многих людей. То есть ухудшение ситуации в Казахстане всё же является очень важным фактором в решении переехать в Россию.
arkhip
Oct. 25th, 2012 02:43 pm (UTC)
Что характерно, это означает и запрет на профессию для многих казахов
ego_velichestvo
Oct. 25th, 2012 02:37 pm (UTC)
Да, очень жаль, что программа возвращения соотечественников запоздала на двадцать один год.

Ну, хорошо что хоть сейчас что-то заработало.

Хочет Казахстан стать окраиной империи, из которой будут высасывать соки - пожалуйста, тем более что очень хочет.

Образованным и культурным казахам, киргизам, таджикам и всем остальным, владеющим языком и навыками - добро пожаловать! :-P
rus_turk
Oct. 25th, 2012 02:57 pm (UTC)
Да, хорошо. Лучше поздно, чем никогда.
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 25th, 2012 04:08 pm (UTC) - Expand
smilga
Oct. 25th, 2012 02:53 pm (UTC)
С другой стороны, если русские из Кз. ан масс уедут, а местные перестанут справляться, то в качестве новых носителей цивилизации туда с гораздо меньшими издержками смогут импортироваться китайцы. Что не особенно приятно.
ego_velichestvo
Oct. 25th, 2012 04:09 pm (UTC)
с какими это гораздо меньшими издержками? они лучше знают казахский язык?
(no subject) - smilga - Oct. 25th, 2012 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 25th, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 25th, 2012 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 25th, 2012 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 26th, 2012 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 27th, 2012 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 27th, 2012 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 28th, 2012 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 28th, 2012 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 28th, 2012 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 28th, 2012 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 28th, 2012 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 28th, 2012 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 28th, 2012 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 28th, 2012 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_velichestvo - Oct. 28th, 2012 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 28th, 2012 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 08:05 am (UTC) - Expand
samoljot
Oct. 25th, 2012 04:00 pm (UTC)
Насчет несомненно, конечно, не согласен.
Для России ничего хорошего в будущем одичании Казахстана нет, и в потере русских этнических земель, которые полказахстана и составляют, тоже.
Вся интеграция с Казахстаном должна произойти очень быстро, чтобы этого не случилось. А это маловероятно.
Потому что в свете процессов, о которых вы рассказали, лет через десять там будет слишком мало русских для нормального объединения. Это как в северной половине Киргизии в 1991 русских было практически как в РСФСР, а в 2012 осталось процентов 10, в Бишкеке 20.

И для России это плохо. Для всех переезжающих русских, учитывая, что нормальной интеграции еще хрен знает сколько ждать и дождешься ли, переезд из Казахстана сейчас понятен, разумен и нужен, но для русских как народа и России особо хорошего в этом ничего нет.
(Deleted comment)
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 05:16 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 05:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 05:42 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 05:49 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 06:00 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 06:07 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - samoljot - Oct. 25th, 2012 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oas_forever - Oct. 26th, 2012 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
raffal
Oct. 25th, 2012 06:00 pm (UTC)
Кого мне жаль в этой ситуации, так это образованных вменяемых казахов, там живущих.

Наши-то в Россию уедут, а этим куда, особенно пожилым ?
av_sha
Oct. 25th, 2012 06:54 pm (UTC)
Да, писал вот про одноклассника из Актау(он - русский), так вот он все таки продает хату свою, его маман - свою и они перебираются на следующий год в Новосибирск.
Насчет казахского языка. Хоть у меня и стоит в аттестате пятерка по этому предмету, я к нему всегда относился как к иностранному языку типа немецкого, который тоже учил в школе. Был у меня приятель-казах в классе, он говорил на языке, но не знал грамматику, не знал как слова даже писать. Я то говорить не мог, но в правилах, лексике и пр. кое-что понимал.
Отец у меня в возрасте 60 лет был вынужден на работе (он - начальник проектно-сметного бюро Западного филиала Казтрансойл)со своим отделом несколько лет подряд ходить на курсы и учить казахский язык. В конце года они сдавали тесты, выяснялось, что они ничего не знают и их оставляли снова проходить курсы. Реально им это не было нужно, потому что в проектировании нет места казахскому языку, программы проектирования опять же прекрасно без него обходятся, а работе в этих программах обучали ажно в Москве!
arguendi
Oct. 25th, 2012 10:59 pm (UTC)
А нет какой обстоятельной информации по этой самой программе возвращения соотечественников?
arkhip
Oct. 26th, 2012 08:07 am (UTC)
Нет, специально не искал.
lananet
Oct. 26th, 2012 07:10 am (UTC)
Да никогда Назарбаев не говорил про Казахстан для казахов. Наоборот создал Ассамблею народов Казахстана = и постоянно говорит про многонациональность Казахстана. И у русских ровно такие же шансы сделать профессиональную карьеру и стать выше даже казахов при одном условии - нужно знать казахский язык. И все. Но поскольку русские стараются язык не учить, то и остается только ныть и жаловаться.
И Казахстан не позади России - в плане медицинского обслуживания - он опережает Россию лет на 10. В частности, моему русскому отцу в провинциальном городке Казахстана провели совершенно бесплатно коронарное шунтирование. Есть огромная база данных = доступная всем жителям. Можно зайти и написать какая операция или медицинская услуга нужна - все бесплатно и в любом городе. России такое пока и не снится.
arkhip
Oct. 26th, 2012 08:26 am (UTC)
Да никогда Назарбаев не говорил про Казахстан для казахов. Наоборот создал Ассамблею народов Казахстана = и постоянно говорит про многонациональность Казахстана

А неважно, что он говорит. критерий истины - практика, а не речи Елбасы. Вон в КНДР официально тоже многопартийная система, и что?

И у русских ровно такие же шансы сделать профессиональную карьеру и стать выше даже казахов при одном условии - нужно знать казахский язык. И все. Но поскольку русские стараются язык не учить, то и остается только ныть и жаловаться.

Во-первых, Вы элементарно врёте. Я знааю массу случаев, когда русских выдавливали с работы и не давали карьерного хода отнюдь не из-за знания языка. Да и не ехали бы они в Сиьбирь в таком количестве, не будь там национальной дискриминации. А во-вторых, не кажется ли Вам, что стране, в который даже сейчас, после всех эмиграций, русский язык родной для половины населения, следует придать ему статус государственного?

И Казахстан не позади России - в плане медицинского обслуживания - он опережает Россию лет на 10. В частности, моему русскому отцу в провинциальном городке Казахстана провели совершенно бесплатно коронарное шунтирование. Есть огромная база данных = доступная всем жителям. Можно зайти и написать какая операция или медицинская услуга нужна - все бесплатно и в любом городе. России такое пока и не снится.

Я от это от Вас уже сдышал. И если бы это было так на самом деле, то Казахстан сейчас опережал бы Россию по ожидаемой продолжительности жизни и отставал по материнской и младенческой смертности. А на самом деле родолжительность жизни в Казахсьане ниже, чем в России, а со вторым и третьим показателями дело вообще швах: материнская смерность выше в полтора, а младенческая - более чем в два раза, чем в ПРоссии. Так что Вы опять врёте, и врёте весьма нагло и глупо.

(no subject) - lananet - Oct. 26th, 2012 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - lananet - Oct. 26th, 2012 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - lananet - Oct. 26th, 2012 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - lananet - Oct. 27th, 2012 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 27th, 2012 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - lananet - Oct. 27th, 2012 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 27th, 2012 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - lananet - Oct. 27th, 2012 10:38 am (UTC) - Expand
nanortalik
Oct. 26th, 2012 08:14 am (UTC)
Как-то сомнительно, что Назарбаев желает именно этого. Иначе зачем он потащил столицу аж в Целиноград? Знающие люди говорили тогда, что проще отстроить столицу на ровном месте, чем приструнить или физически уничтожить местный жуз, который саботировал почти всё. Ну а Алма-Ата варится теперь в собственном соку, когда я там был последний раз, был вполне европейский город, хотя и эклектичный, а теперь, рассказывают, и вовсе там труба...
arkhip
Oct. 26th, 2012 08:28 am (UTC)
Затем и потащил, что это центр региона с преобладающим русским населением
oas_forever
Oct. 26th, 2012 09:53 am (UTC)
в массовом порядке оформляют за 5 лет учёбы оформляют российское гражданство, устраивается здесь, а потом потихоньку перетягивает родителей. Причём это делают не только русские, но и казахи

Хорошо ли это для России? Несомненно.


Чего же хорошего в том, что и казахи тоже оформляют себе русское гражданство?
arkhip
Oct. 26th, 2012 09:58 am (UTC)
Очень многие казахи за советское время полностью обрусели и зачастую даже по-казахски не говорят. по странному совпадению среди них повышенное количество квалифицированных специалистов.
(no subject) - oas_forever - Oct. 26th, 2012 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oas_forever - Oct. 26th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Oct. 26th, 2012 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oas_forever - Oct. 26th, 2012 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oas_forever - Oct. 27th, 2012 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 28th, 2012 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Oct. 26th, 2012 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oas_forever - Oct. 26th, 2012 05:28 pm (UTC) - Expand
nickmix01
Oct. 28th, 2012 01:14 pm (UTC)
Добро пожаловать в Омск. Сам ряд лет назад в него из Бишкека перебрался. Хотя родным Омск так и не стал.
( 82 comments — Leave a comment )