?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сегодня вернулся из бывшего русского города Верный, впоследствии Алма-Ата, ныне "алматы". Впечатление, надо сказать, довольно удручающее, несмотря на то, что в городе ведётся активное офисное строительство, а также недавно пущен специальный антисейсмичный южнокорейский метрополитен, которым, впрочем, практически никто не пользуется. Дело в другом. Так получилось, что я посещаю этот город с 1985 года с интервалом примерно в 5 лет (за вычеом 1990-х) и поэтому происходящие там изменения я вижу, скажем так, скачкообразно.

Ну так вот. В конце 1980-х Алма-Ата была абсолютно европейским городом (с поправкой на советскость, конеччно), с определённым азиатским колоритом. Пожалуй, что между Алма-Атой и находившейся за пять сасовых часовых поясов Ригой было больше сходства, чем с сс соедним (по среднеазиатским меркоам) китайским Урумчи - столицей Синьцзянуйгурского автономного раёна. Казахов там было процентов 25-30, не больше. Я уж не знаю - хорошо это или плохо - но так было. И человек европейский чувствовал там себя комфортно. Когда я туда попал после значительного перерыва примерно 10 лет назад, уже оччень чувствовались последствия бегства русских от казахского национализма и общего кризиса 90-х - казахи как минимум сравнялись с русскими по численности. пять лет назад, когда я там был в предпоследний раз, казахов хоть и было больше на глаз, но непринципиально. Сейчас, в 2012 году, русских и прочих европейцев в городской толпе приходится специально выискивать. Скачок за пять лет просто качественный. В верхнем, более престижном городе, это чуть менее заметно, а вот т.н. старый центр превратился в полнотью азиатский город - отток европейцев и замещение их аульными казахами, а также т.н. оралдманами делает своё дело. Чтоб вы понимали: оралманы - это казахи, после всех пертурбаций 20 века осевшие в соседних странах от Монголии до Ирана и которым Назарбаев даёт гражданство без звука. В одном Китае казахов было порядка 2 миллионов и значительная их часть сейчас осела в Алма-Ате, работая в основном в сфере контрабандной торговли с Китаем (привет Таможенному Союзу, кстати). А что творится в самой нижней, привокзальной части города - я даже и говорить боюсь: местные, будучти спрошены, втягивают голову в плечи и глухо говорят, что там теперь живут люди с пёсьими головами.

Впрочем, город пока ещё остаётся русскоязычным. Насколько - судите сами.



P.S. Да, чуть не забыл. Кто там жалуется на проблемы в Домодедово и Шереметьево? Истиннно, истинно говорю вам: аэропорт "алматы" - худший из всех. в которых я был за последние лет 10, включая эфиопские и угандийские. Алмаатинский аэропрорт по бардаку и бестолковости переплёвывает даже Борисполь, а это надо умудриться - уверяю вас. Казахстанский пограничный контроль - самый медленный в мире. Очередь из восьми человек проходит контроль в среднем за 25 минут (замерено лично - что на въезде, что на выезде). А процедура выезда выглядит примерно так. Вас не зарегистрируют и не примут багаж прежде чем очередной мудак в форме не прощупает и не проверит на зуб ваш паспорт (вот нахуй нужна эта процедура, когда потом всё равно всех проверяют на паспортном контроле?) и не налепит на него специальный стикер. В целом паспорт у вас проверяют 5 (пять) раз - при наклейке стикера, на регистрации, на паспортном контроле, на рамке досмотра и на трапе самолёта - несомненноый мировой рекорд. И всё, главное, меееедленно, меееедленнно. И тщаааательно. Тщааательно. И бестолково и неорганизованно. То, что аэропорт строили турки, ситуацию только усугубляет. А самый колоритный пиздец всму этому придают фуражки казахстанских пограничников. Вот помните карикатурные гестаповские фуражки с высокой тульей в старых советских фильмах? Так вот, казахские фуражки точно такие же, только на поном серьёзе и раза в три шире. На каждой может вполне расположиться белоголовый орлан или даже страус с чадами и домочадцами, свить гнездо, а потом выделить пару комнат старшим сыновьям с невестками - а казахский пограничник ничего этого не заметит и продолжит взирать на окружающий мир своими масляными глазами. Короче, путешествовавший со мной мой коллега, до сего момента лютейше ненавидевший московские аэропорты и ни разу не бывавший восточнее Урала, вернулся в Шереметьево абсолютным ура-патриотом. Вот так вот.

Ладно, пойду посплю. Потому что завтра мне лететь в Копенгаген.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
rus_turk
Sep. 21st, 2012 05:47 pm (UTC)
Спасибо!
Аэропорт у них, на мой взгляд, как раз лучше московских. Но сотрудники таможни и т.п. намного менее корректны (+попытки развести на взятку), и бардака действительно больше.
Кстати, вначале, до Верного (и некоторое время параллельно с Верным) это тоже был Алматы. Выложил у себя первое описание моего родного города (1864). Возможно, будет интересно взглянуть:
http://rus-turk.livejournal.com/110876.html

И вот эти исторические описания заслуживают внимания:
http://rus-turk.livejournal.com/103726.html
http://rus-turk.livejournal.com/41224.html
http://rus-turk.livejournal.com/158546.html
arkhip
Sep. 21st, 2012 06:33 pm (UTC)
И в чем же аэропорт Алмааты лучше московских? Оставим в покое перестраивающееся Внуково, нов Шарик прмилетаешь как в другой мир :)\

А за описания спасибо!
(no subject) - rus_turk - Sep. 23rd, 2012 07:10 pm (UTC) - Expand
gorby911
Sep. 21st, 2012 07:00 pm (UTC)
Интересно вот Нуртелиуов и Нуртлеуович родственники али как?
arkhip
Sep. 21st, 2012 08:24 pm (UTC)
Скорее всего - отец и сын. казахам присваивали фамилии в 30-х, что ли годах, поэтому у старых казахов в паспортах не было отчеств. А эти, видимо - оралманы.
(no subject) - gorby911 - Sep. 21st, 2012 08:34 pm (UTC) - Expand
элементарно - arkhip - Sep. 21st, 2012 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gorby911 - Sep. 21st, 2012 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Sep. 21st, 2012 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - airwa - Sep. 22nd, 2012 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Sep. 22nd, 2012 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - airwa - Sep. 22nd, 2012 06:16 am (UTC) - Expand
по-разному :) - arkhip - Sep. 22nd, 2012 07:28 pm (UTC) - Expand
dr_galoperidol
Sep. 21st, 2012 07:37 pm (UTC)
А правда ли, что у русских/славян от долгой жизни в замкнутом восточном социуме тоже менталитет начинает трансформироваться в восточный? Я это неоднократно слышал про русских, до сих пор живущих в Узбекистане, и сам пару раз все же наблюдал.
arkhip
Sep. 21st, 2012 08:22 pm (UTC)
Я это наблюдал у некоторых русскх, уехавших из Баку. Так что да, похоже на правду.
(no subject) - goering - Sep. 21st, 2012 10:22 pm (UTC) - Expand
samoljot
Sep. 23rd, 2012 02:14 am (UTC)
Смотря в каком году уехали. Если до 2005 примерно из Ташкента или русских промышленных городов вроде Ферганы или Навои - крайне редко.
Если после 2005 или из других городов - чаще.
(no subject) - samoljot - Sep. 23rd, 2012 02:19 am (UTC) - Expand
arguendi
Sep. 21st, 2012 10:52 pm (UTC)
На Алма-Ату похуй) Главное, чтобы сюда не ехали))
Ну, и всех своих, главное, забрать оттуда и не только. При наличии желания, естественно.
samoljot
Sep. 23rd, 2012 12:43 pm (UTC)
Вообще-то можно просто выдать паспорт своим, а "забираться" или нет, люди увидят сами. Главное, чтобы выбор был.
es_che
Sep. 22nd, 2012 03:47 am (UTC)
Это вы еще в Узбекистане не бывали
arkhip
Sep. 22nd, 2012 06:11 am (UTC)
Отчего же не бывал? Бывал
(no subject) - es_che - Sep. 22nd, 2012 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Sep. 22nd, 2012 07:39 pm (UTC) - Expand
nigma_
Sep. 22nd, 2012 07:37 am (UTC)
Странно. Про бегство русских слышал конечно, но когда был там, в Алма-Ате, с месяц назад на "великой выставке КазБилд" с удивлением обнаружил, что не менее 40% лиц, встреченных на улице, славянские.
При этом местные сказали, что их накрыла жуткая волна мигрантов из средней Азии в виде узбеков, киргизов и т.д., которые, как и в Москве, занимают все дешевые рабочие места. А отличить мне казаха от узбека было очень сложно :).
На счет русского языка - на данный момент вопрос вообще не стоит. Половина встреченных мне казахов не знает своего родного и даже между собой они все говорят только на русском. А этом, имхо, показатель.

Негативную оценку аэропорта могу подтвердить, правда в другом ракурсе:
нас продержали в центральном зале не менее часа и запустили на регистрацию только за 1,5 часа до вылета. При этом, там же на стойке взяли взятку у тетушки, у которой был перевес. Плюс, тактично намекали на 10% наличной оплаты в дёти-фри (точнее, какого-то подобия дёти-фри), поскольку с новым таможенным пространством они не имели право нас обслуживать. И при этом 93% сотрудников аэропорта - русские.
arkhip
Sep. 22nd, 2012 07:38 pm (UTC)
да ну, 40% русских сейчас и близко нету. Педивикия грит что по последней переписи их 33% но вряд ли в ней участвовали нелегальные мигранты, которых, по приводимых там же оценкам, 600 тыс. из 2 млн. населения. Т.е. реально русских как раз и есть чуть больше 20%.

А что до русского - верно. Значитльная часть городских казахов ещё в советское время полностью перешла на русский язык. Кстати, не в последнюю очередь причина в том, что казахский язык оень плохо приспособлен для использования в сколь-нибудь сложных современных областях.
(no subject) - nigma_ - Sep. 23rd, 2012 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Sep. 23rd, 2012 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - nigma_ - Sep. 23rd, 2012 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samoljot - Sep. 24th, 2012 11:59 am (UTC) - Expand
samoljot
Sep. 23rd, 2012 02:16 am (UTC)
Все равно Алма-Ата куда богаче Риги сегодня.
А так понятное дело, что 20 лет назад, что Ташкент, что Рига - разница небольшая, и там, и там русских полгорода физически и примерно 80% по влиянию на культуру.
nigma_
Sep. 23rd, 2012 06:14 pm (UTC)
Хехе, так и Казахстан не Латвия.
У первых на душу населения ресурсов поболе, чем в России, а вторые единственное наследие от СССР и то развалили :). Вот и нет там денег.
( 32 comments — Leave a comment )