?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Санитарный мемуар



С интересом прочитал тут репортаж о нынешнем состоянии общежитий МГУ, где, в частности, говорится и об удобствах:

«Здесь в ГЗ живут уже по двое. Комнаты маленькие, но почище, конечно, чем в ФДС, только в ванной плесень», — говорит студент. Кстати, с ванной и душем тут все относительно в порядке. Санузел один на блок (состоит из двух комнат). В Филиале дома студента удобства – только общие.
«Душ один на все общежитие, на первом этаже. То есть такая комнатка с кабинками, которые даже плохо закрываются. И всегда в нее очередь, понятное дело. При этом работает он по часам. То есть где-то с 7 до 10 утра можно помыться и потом уже только с четырех вечера до часу ночи. Представьте, мне часам к пяти на свидание, то есть я помыться просто не смогу. А в понедельник душ просто закрыт. Санитарная уборка.
Ну и еще проблема в том, что душ состоит из предбанника и самых душевых кабин. А посередине проход, и где-то там открыта форточка, которая болтается на замке и из нее дует. Особенно зимой безумно холодно после душа. Приходится добегать до своих вещей и очень быстро одеваться».
Интересно, что проблема с форточкой существует на протяжении поколений. По словам Ярослава, когда он рассказывал своей маме о проблеме с душевыми, она вспомнила, что и в ее годы, двадцать лет назад, форточка так же не закрывалась. Мама Ярослава жила в том же ФДС.

«Еще такой момент, как туалет. Он один на этаж. Ну, то есть один для мальчиков, один для девочек. И убирают его каждый день, но иногда (по выходным, например) уборщица не приходит. И вот представьте, что такое два дня без уборки общественный туалет», — рассказывает наш собеседник.


Я сам в своё время прожил в общежитиях МГУ ровным счётом восемь с половиною лет, из них четыре - в помянутом тут ФДС, точнее, в ФДС-2, где традиционно жили студенты химического факультета. Время тогда было боевое, перестроечное, а моё поступление в МГУ имело место в 1987 году, как раз тогда, когда в СССР появились первые робкие ростки либерализации. Причём, помимо всего прочего, либерализация оказала на санитарное состояние общежитий довольно плачевное воздействие, и вот почему.



Во-первых, как раз в 1987 году отменили раздельный конкурс. То-есть раньше, если на 1 курс у нас принимали 250 человек, то мест в общежитии предоставляли ровно 125. Поэтому среди приезжих, не имевших родственников в Москве или ближнем Подмосковье (а мысль о съёме жилья тогда никому не приходила в голову, потому что такого понятия не существовало в природе) конкуренция на экзаменах была обычно более высокой, чем для "местных". Но в связи с перестройкой, гласностью и ускорением эту дискриминацию решили отменить, так что в общежитие поселилось несколько больше новоиспечённых студиозусов, чем обычно, и нагрузка на места общего пользования несколько возросла.

Во-вторых, осенью того же года с химфака МГУ перестали призывать в армию. С одной стороны, все этому обрадовались, а с другой, все возвращающиеся из рядов доблестных вооружённых сил должны ведь где-то жить? Раньше им койко-места освобождали вновь забриваемые младшекурсники, теперь же такого счастья для управления общежитиями не предвидилось. И ФДС-2 пришлось опять несколько уплотнить.

Да, я же забыл сказать. что из себя представляет ФДС - не все же в конце концов учились в МГУ. В общем - это типичная пятиэтажная общага коридорного типа. Первый этаж - нежилой, там всякие склады вёдер и белья, душевые, читальный зал. чтоб спокойно учиться, и библиотека. На каждом из остальных четырёх этажей, дай Бог памяти, по 38 жилых комнат, холл, а в каждом из двух концов коридора - комната с умывальниками, а также туалет на пять Жопо-мест (это важно). Причём, учитывая тот факт, что количественный и половой состав факультета традиционно поддерживался в сбалансированном состоянии, то общежитие упаковывалось вот как. Каждый курс (с первого по четвёртый) имел свой этаж. Левую (условно) половину этажа занимали девочки, пользовавшиеся соответствующей умывалкой и туалетом на пять Жопо-мест. Правую - мальчики, пользовавшиеся ровно тем же объёмом прав и общественных благ. Такая благость поддерживалась десятилетиями, но с приходом Перестройки и сопутствовавшего ей фактора №1 и особенно фактора №2 природный баланс нарушился, и теперь нагрузка на казждое отдельно взятое Жопо-место в мужском туалете возросла до немыслимых пределов. Причём несмотря на полный товарный голод и стремительное опустевание полок продовольственных магазинов, Срать все тогда умели и любили, и иногда весьма преобильно. И о да, я совсем забыл про фактор №3! Оперотряд. Вернее, его отсутствие.Оперотряд традиционно блюл мораль обитателей кампуса, и последний его рейд в поисках распивающих с последствиями в виде исключения случился уже на моей памяти, в аккурат вскоре после моего поступления. а потом оперотряд расформировали за тоталитаризм, и наверное, правильно - довольно гадская была организация. Но, как обычно у нас бывает, взамен него не создали никаких разумных альтернатив по поддержанию порядка и первым следствием этого стало то, что в общежитиях стали невозбранно и много Бухать. Кстати, допонительную выгоду от этого получили студенты-москвичи, которым родители особо баловать не давали, поэтому они с удовольствием стали приезжать к своим иногородним одногруппникам пьянствовать, да с таким увлечением, что иногда засыпали в комнатах и коридорах в самых загадочных и невообразимых позах. Всё бы ничего, дело молодое, но чего хочет молодой организм, выпивший достаточное количество водки, или портвейну, или сухого белого, а чаще всего всего вместе, и много? Правильно. Во-первых, он хочет приключений, во-вторых романтической любви, а в-третьих, его неудержимо тянет Блевать, ну в общем вы меня поняли. О душераздирающих подробностях умолчу, но некоторые особо впечатлительные персоны по субботам на факультет, хотя в этом плане там тоже был далеко не "Хилтон"

Ситуация достигла своего апогея, точнее, апоговнея, когда я перешёл на третий курс, то-есть в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году (стареем... стареем...) когда на одном из этажей пропорцыя мальчиковых и девочковых комнат достигла трёх к одному; надо ли говорить, что я тоже попал жить на этот этаж - вечно мне не везёт в этой жизни. Как в подобных случаях пишут мировые СМИ, мы оказались на грани социального взрыва. А поскольку дело было в перестройку. то этот соцыальный взрыв был довольно быстро канализирован и использован образовавшейся по такому случаю инициативной группой или, выражаясь опять же современным языком, некоммерческой организацией. Возглавилии эту НКО два моих приятеля, жившие в аккурат через стенку от почти всегда пустующей дамской комнаты. что им было особенно обидно. И что же удумали эти стервецы? вооружившись СНИПами и прочими нормативными актами, они очень быстро вычислили, что пять Жопо-мест на имевшееся в наличии количество мужских Жоп не лезет ни в какие ворота, они составили подробное коллективное письмо, под которым, разумеется, с радостью подписались все юноши этажа (среди девушек аналогичного энтузиазма не наблюдалось), пошли с ним в деканат и потребовали ни много ни мало как обобществления женского туалета. В деканате, конечно, слегка прихренели от такого гусарства и совсем уж было послали визитёров обратно в туалет мужской. но те были вовсе не таковские. Они довольно быстро обрисовали круг инстанций, который планировалось вовлечь в обсуждение данной проблемы - начиная от ректората и заканчивая Моссоветом, который тогда ещё не напоминал Сухумский обезьянник в час выдачи бананов, но уверенно шёл в этом направлении. ну и конечно прессу упомянули, как же без этого. Подобной перспективы факультетский ареопаг устрашился, и итогом дискуссии была официальная (!!!) передача двух Жопо-мест дамской комнаты в безраздельное пользование мужской половины, точнее, трёх четвертей этажа. А поскольку физически выделить эти Жопо-места не представлялось возможным, туалет просто де-факто стал общим. Дамы, конечно, страшно возмутились, но с ними было заключено торжественное джентльменское соглашение не Блевать и вообще вести себя прилично. Насколько мне известно, оно выполнялось, ибо не могли же мы показать своим однокурсницам, какие мы на самом деле свиньи.

К новому положению вещей все довольно быстро привыкли, правда. не обошлось без казусов. Например, мой приятель Юра (как раз из числа возглавивших НКО) как-то пошёл в соседнюю комнату по неотложной нужде, прихватив с собой модный тогда журнал-огонёк, ну чтобы совместить приятное с ещё более приятным. Сидит он, стало быть, шуршит журналом, и тут в туалет заходят две девушки (а до того там больше никого не было). Ну они, значит. юрину кабинку дёрг - занято, ну быстренько заняли кабинки справа и слева и давай щебетать о своём, о девичьем. На беду оказалось, что одна девушка была юриной одногруппницей с другого этажа, которая зашла к своей подружке-четверокурснице с нашего этажа чайку попить. А в туалет они вместе пошли видимо для того, чтобы интересное общение не прерывать. Ну о чём, по-вашему, могут говорить девицы в самом цветущем возрасте? Естественно, о мужиках. Разговор был предметный, подробный, с обсуждением всех физических и моральных достоинств и уродств, и крутился в основном вокруг юриной группы и его самого в частности. Наш герой от смущения аж заиндевел, на унитазе сидючи. В такие пикантные ситуации ему до этого попадать не доводилось. И в принципе всё могло завершиться благополучно, как вдруг гостья, не осведомлённая о деталях заключенного намедни Сортирного пакта, возьми да и спроси: "Слушай, Ирк, а правда у вас на этаже теперь туалеты общие?" Этого Юра уже вынести не смог и прогудел уверенным басом: "Правда!!!" Ответом ему был синхронный спуск двух сливных бачков и удаляющееся возмущённое цоканье каблучков или во что они там были обуты. С этого момента девушки остерегались вести светские беседы в туалете.

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
saccovanzetti
Dec. 23rd, 2011 02:15 pm (UTC)
Прикол, я поступил ровно в том же году, и за досрочное поступление нас наградили десантом в ремонтирующуюся тогда общагу, описаную еще у Ильфа и Петрова. Конкретно меня поставили ломом вырубать унитазы, вмурованые в пол. То еще было занятие, всего неделю продержался. Шоком было увидеть в этом разгроме человека, идушего навстречу в майке, с зубной щеткой и полотенцем на плече.
nfb
Dec. 23rd, 2011 02:21 pm (UTC)
Вы будете ржать, но интерьеры сильно смахивают на оксфордские. Ну, запущенные малость - но стиль тот же!

Наша общага была не в пример хуже.
arkhip
Dec. 23rd, 2011 02:32 pm (UTC)
Интерьеры - это общежите в ГЗ (выссотка). Там действительно всё по-другому, и система не коридорная
(no subject) - iime - Dec. 23rd, 2011 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biggrin - Dec. 25th, 2011 05:52 pm (UTC) - Expand
budtezdorovi
Dec. 23rd, 2011 02:22 pm (UTC)

Я, наоборот, в 1987 закончил химфак и вот не понял - из МГУ забирали в армию???


arkhip
Dec. 23rd, 2011 02:35 pm (UTC)
Да, забирали в течение 3 лет, наборы 1984-86 годов.
prof_moriarty
Dec. 23rd, 2011 02:23 pm (UTC)
Да. Жил примерно в такой. Про туалеты самое оно. Но у нас дело осложнялось тем, что третий этаэ был полностью мужской, с мужскими туалетами в двух концах. Ну и понятное дело, по пьяни, часто и сильный и слабый пол немного обсчитывались этажами и с размаху залетали не туда.
Апофеоз сего наступил, кажется на моем третьем курсе, когда некий пятикурсник драл э...ну скажем даму, именно в этом туалете на третьем этаже в позе в виде буквы "Гриша". Туда с размаху залетела зам. декана (трезвая старая дева, дура и тупая пизда), ну и сей достойный муж, не прерывая своего занятия вежливо (! Да. На вы и с пожеланием доброго вечера, буквально вот дословно) ее поприветствовал...
Как ни странно не отчислили.
Т ьеперь расскажите мне, что секса в СССР не было.
arkhip
Dec. 23rd, 2011 02:37 pm (UTC)
Чем же он её ублажил, интересно :)
(no subject) - prof_moriarty - Dec. 23rd, 2011 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raccoon - Dec. 23rd, 2011 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vsenormalno - Dec. 27th, 2011 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - prof_moriarty - Dec. 27th, 2011 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - vsenormalno - Dec. 27th, 2011 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - prof_moriarty - Dec. 27th, 2011 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - vsenormalno - Dec. 27th, 2011 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - prof_moriarty - Dec. 27th, 2011 01:41 pm (UTC) - Expand
gur64
Dec. 23rd, 2011 02:28 pm (UTC)
"а мысль о съёме жилья тогда никому не приходила в голову, потому что такого понятия не существовало в природе)"

Довольно странно - я институт как раз в 87м закончил.
И снимал народ комнаты активно.
М.б. в Москве коммуналок меньше было?
arkhip
Dec. 23rd, 2011 02:36 pm (UTC)
Ну это в некотором роде фигура речи. Понятно, что такое имело место быть, но в гораздо меньшей степени чем сегодня. Я например, не помню никого со своего курса, кто снимал
(no subject) - gur64 - Dec. 23rd, 2011 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saccovanzetti - Dec. 23rd, 2011 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Dec. 23rd, 2011 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iime - Dec. 23rd, 2011 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serge_kond - Dec. 26th, 2011 08:57 am (UTC) - Expand
svensk_vanja
Dec. 23rd, 2011 02:33 pm (UTC)
Ещё разъёбывали периодически. Помню, как-то один наш добрый друг Андрей С. сорвал все двери в толчке и выкинул их в окно. А целых раковин в умывалке к концу 2-го курса осталось штуки две-три.
arkhip
Dec. 23rd, 2011 02:39 pm (UTC)
Надо же, а какой стал благообразный положительный во всех отношениях мужчина. мы тут недавно с ним пиво выпивали, беседовали о том о сём...
(no subject) - svensk_vanja - Dec. 23rd, 2011 11:15 pm (UTC) - Expand
reep_van_winkle
Dec. 23rd, 2011 03:03 pm (UTC)
Комнаты и квартиры снимали ещё когда я учился. А поступал я в 1980 году.
arkhip
Dec. 23rd, 2011 04:27 pm (UTC)
Наверное, цены тогда были пониже, чем во второй половине 80-х, а денежные доходы у подавляющего большинства такие же. Начиная где-то с 90-91 года уже кто-то снимал, но в описываемый период времени не упоимню такого.
diana_spb
Dec. 23rd, 2011 05:01 pm (UTC)
Колоритные воспоминания.
evl48
Dec. 23rd, 2011 05:43 pm (UTC)
А я ходил в ФДСе хезать в крайнюю у окна кабину, там на подоконнике всегда был склад недоиспользованных газет и журналов. Совмещал приятное с полезным, так сказать.
arkhip
Dec. 23rd, 2011 06:33 pm (UTC)
Ты жил на этаже нашего курса. А я до 4 курса - нет.
roy_revant
Dec. 23rd, 2011 07:34 pm (UTC)
О-о-о... ФДС! Прожил в 7-ке с осени 1984-го по лето 1987 года (ВМиК). Частенько ходил к одноклассникам в 3-ку (физфак) и в 6-ку (мехмат).

Злые языки рассказывали, что физфаковские барышни (напившись, не иначе) кричали в сторону 2-го корпуса: «Химики не мужчины!» Не слышали? ;)
arkhip
Dec. 23rd, 2011 08:24 pm (UTC)
Не слышал. Впрочем, не удивлён. страшноватые они были. в массе своей, отсюда и комплексы :)
samburkina
Dec. 23rd, 2011 09:49 pm (UTC)
Мы жили около дамского туалета и в сезон арбузов в особенности все ходили ссать где ближе :)
хуже было с прокисшими замоченными носками в тазах
ФДС-2 рулит!

А М и Ж души у математиков местами поменяны. Я как то мылась, и два матиматика в нарядах как у древнегреческих скульптур (то бишь голые) зашли в душ помыться. Неудобно было всем.

Выпуск 2002 года
arkhip
Dec. 23rd, 2011 10:04 pm (UTC)
Оооо, значит посаженные тогда ростки Свободы не завяли, а проросли и дали плоды!

ЗЫ: А зачем Вы ходили в душ в общежитие математиков? Или это наоборот - они в "двойку" зашли омыть усталые чресла? :))
(no subject) - samburkina - Dec. 23rd, 2011 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkhip - Dec. 23rd, 2011 10:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samburkina - Dec. 23rd, 2011 10:33 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
arkhip
Dec. 25th, 2011 01:29 pm (UTC)
Ну так это на пятом этаже и было, только годом позже - ты просто запамятовал ктогда мы на третьем курсе были :) А в деканат ходил небезызвестный тебе Лёня, по-моему, вы в соседних комнатах и жили
( 40 comments — Leave a comment )