?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Начало тут

Граница
Трубка мира и самолечение
Национальный парк Волканос
Гориллы. Часть 1. Часть 2.Часть 3.Видео Ещё видео
Рухенгери
Кигали. Часть 1. Часть 2.
Геноцид. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Сула Карухимби спрятала и защитила 17 человек и кормила их тем, что выращивала на своём поле. Она была знахаркой из деревни Мисамбо возле Гитарамы. Этой вдове было 70 лет, когда она спрятала 17 тутси в своём собственном хлеву. Сула пользовалась репутацией одержимой, что помогало ей держать "Интерахамве" подальше от своего дома. "Она сказала им. что если они войдут, то на них падёт гнев духа Ньябинги. Так она сохранила наши жизни ещё на один день" - вспоминал спасённый ею Хассан Ньябиакаре

Значительная часть экспозиции музея посвящена тем, кто, рискуя своей жизнью и жизнью своих родных, спасал от смерти своих соседей, да и просто тутси и тех умеренных хуту, за которыми охотилась «Интерахамве». Несомненно, каждый, кто попал в эту экспозицию – герой, достойный всяческого прославления и уважения. Однако в этой экспозиции есть преудивительное – в ней отсутствует Пол Русесабаджина, менеджер отеля из Кигали, который спас 1268 человек – больше, чем небезызвестный Оскар Шиндлер и больше, чем все представленные в музейной экспозиции вместе взятые. Если кто случайно смотрел фильм «Отель «Руанда», тот с историей знаком, если кто не смотрел – советую посмотреть. Фильм в целом следует реальным историческим событиям, за исключением нескольких деталей и концовки, о которой чуть ниже. Так вот, почему же Пола там нет? А просто потому, что он находится в контрах с нынешним руководством Руанды, главным образом из-за того, что как-то поставил под сомнение официальную версию катастрофы президентского самолёта, с которой всё и началось. Такая избирательность, согласитесь, закладывает определённые сомнения в непредвзятости экспозиции.





Нахайа Нсенгиюмва - мусульманин из городка Ньямирамбо. По свидетельствам, он спас жизни более 30 человек, многие из которых прятались в хозяйственных постройках на его дворе. "Убийца Интерахамве гнался за мной по улице, я уже приготовилась к смерти в любую секунду. В отчаянии я постучала в какие-то ворота и они мгновенно открылись. Он (Нсенгиюмва) затащил меня внутрь, загородил собой вход и приказал убийце убираться вон. Он сказал мне, что Коран гласит: спасая одну жизнь, ты спасаешь мир. Он не знал, что это также и еврейский текст" - вспоминает спасённая Беата Увазанинка.

Кстати, об освобождении тех 1268 человек, которые спрятались в гостинице «Тысяча холмов», управляемой Русесабаджиной. В фильме эта история подана так, что бельгийские и французские власти надавили на руандийское правительство с тем, чтобы они не допускали на территорию боевиков «Интерахамве». А потом их всех под ооновским конвоем вывезли на территорию, контролируемую РПФ. На самом деле всё было несколько не так. Их не просто вывезли, а обменяли на аналогичное число заложников-хуту. Напомню, что с самого начала резни часть Кигали находилась под контролем РПФ. В этой части города помимо прочего находился и стадион «Амахоро» (для тех, кто не знает языка киньяруанда, поясню, что амахоро означает мир), который армия тутси превратила в некое подобие концлагеря, примерно как в Чили в 1973 году. Вот на часть этих заключённых и обменяли спасшихся в отеле. Причём заместитель командующего УНАМИР ганский генерал Аньидохо, обеспечивавший эту операцию, в своих мемуарах совершенно откровенно пишет, что в отеле «Тысяча холмов» собрались люди со связями, в результате чего на УНАМИР было оказано серьёзное давление с тем, чтобы действия по обмену были для них главным приоритетом. А поскольку благодаря предыдущим стараниям Совбеза контингент миротворцев был сокращён до минимума, то для вывоза людей из отеля пришлось свернуть другие спасательные операции. То есть, попросту говоря, одни тутси выжили за счёт других, менее влиятельных. Но это уже не совсем голливудская история, поэтому в фильме её и нету.



Дамас Мутезинтаре Гисимба спрятал около 400 сирот и беженцев в своём детском приюте в Ньямирамбо. Он также вытаскивал живых людей из общих могил. С помощью Красного Креста и Адвентистского агентства по развитию и помощи Дамас смог переправить большинство спасённых с собор Св. Михаила. "Я не могу подобрать слова, чтобы описать то, что сделал Гисимба. Он спас больше четырёхсот жизней. Такая жертвенная любовь к людям выше моего понимания. Я не знаю - называть это актом героизма или актом любви" - Доната Мукандайисенга.



Сопротивление в Бисесеро.
Тутси со всей округи собрались в Бисесеро и организовали сопротивление. Аминадабу Бирира и Соломон Карамага сумели организовать довольно большую группу людей в лесистых холмах Бисесеро. "Когда нас атаковали - мы создавали шум - кричали, били в барабаны и пустые бочки. Когда вечером они возвращались домой, мы перегруппировывались и оценивали правильность нашей тактики... У них было тяжёлое вооружение, гранатомёты, ракетницы и танки - у нас были только камни и стрелы... Их план состоял в том. чтобы выкурить нас на равнину, где нас было легко перебить. мы сопротивлялись около недели, пока из Кигали не подошли части президентской гвардии и не разбили нас. Сражаться против вооружённой силы было тяжело. мы были слишком слабы" - вспоминает Ндамьимана Гисанура. Когда прибыли французские солдаты, некоторые выжившие ещё прятались в холмах. Как сообщается, они убедили сопротивлявшихся в том, что теперь опасность миновала и можно выходить из укрытий, а затем покинули район. Думали, что теперь они в безопасности, ослабевшие выжившие вышли на равнину, где и были перебиты "Интерахамве". Из примерно 50 тысяч тутси, прятавшихся в холмах Бисесеро, выжила только тысяча.


Это не единственный подобный случай. Например, в городе Бутаре, про который я уже упоминал в третьей части, местные тутси создали отряды самообороны. Но противопоставить присланным из Кигали тренированным вооружённым боевикам «Интерахамве» они ничего не смогли.



когда геноцид подходил к концу, в стране правил хаос. Люди перемещались с места на место по самым разным причинам. Участвовавшие в геноциде бежали, чтобы не попасть в руки наступающего РПФ, жертвы двигались по направлению к зонам, освобождённым РПФ. Большое количество хуту бежало через границу, опасаясь ответных убийств из мести; про то, что это непременно произойдёт, постоянно говорило "Радио тысячи холмов", помимо этого, лидеры геноцида использовали их в качестве заложников. По мере того, как хуту бежали, в освобождённые районы из Уганды возвращались тутси, покинувшие страну поколением раньше. Миллионы людей из-за геноцида и общего беззакония стали внутренними беженцами. Лагеря беженцев были организованы в Бурунди, Уганде, Танзании и Заире. Число беженцев из страны превысило два миллиона. По оценкам, две трети населения Руанды вынуждены были бежать из своих домов из чувства вины, страха и общей паники или попали в заложники.

Опасения убийств из мести были отнюдь не беспочвенны: наступающие боевики РПФ по подозрению в соучастии в геноциде убили десятки тысяч хуту, если не больше. Естественно, значительная часть погибших в геноциде не участвовала – тогда (да и потом) особо не разбирались. Но ничего подобного предыдущему геноциду не было – всех хуту подряд тутси не убивали никогда.



Беженцы в лагерях вдоль руандийской границы организовались в соответствии со своей родной провинцией, префектурой и коммуной. Эта же организационная система существовала в период организации геноцида. Контроль за лагерями принадлежал членам экстремистской партии MRND.



Политические партии, участвовавшие в геноциде, использовали тактику убеждения и запугивания, чтобы предотвратить возвращение беженцев домой, рекрутировать бойцов в диверсионные отряды и финансировать операции против Руанды.

Диверсионные операции продолжались ещё несколько лет, потом закончились, не в последнюю очередь потому, что руандийская правительственная армия (теперь уже армия тутси) фактически стала жандармом центральной Африки. Одно время они оккупировали чуть не половину Конго, которое вообще-то в 90 раз больше Руанды по площади. Кстати, новое правительство Руанды между делом использовало кризис с беженцами для того, чтобы чуть-чуть подправить демографичечкий баланс: объявило старые паспорта недействительными и ввело новые, и этот повод был использован для недопущения многих беженцев обратно в Руанду.



Красный Крест в Гоме, 1994 год. Многие гуманитарные организации и новостные агентства ошибочно приняли эти лагеря беженцев как за единственную кризисную ситуацию, связанную с Руандой. На выживших, оставшихся в Руанде, практически не обращали внимания.

Надо сказать, что и в лагерях беженцев за пределами Руанды была очень разная ситуация со снабжением гуманитарной помощью. Там, где крутилась пресса, было и снабжение. И наоборот.



Многие жертвы были оторваны от своих семей и не знали, живы их родные или нет. Некоторые были единственными выжившими в своей семье и пытались разыскать хотя бы своих дальних родственников. Дети потеряли своих родителей. Родители, оторванные от своих детей, догадывались, что те мертвы, но надеялись на лучшее. Большинство не надеялось найди выживших близких. Многие так и не нашли.

Напомню, что погибли более 90% тутси, живших к началу геноцида на контролируемых хуту территориях. Нынешние тутси Руанды – это в основном «возвращенцы», бежавшие из страны в 60-е.



Многие женщины подвергались жестоким и многочисленным изнасилованиям, часто мужчинами, которые были ВИЧ-инфицированы. Это оружие геноцида имело разрушительный эффект для тех женщин, которые были заражены этой болезнью. По меньшей мере 500 тысяч женщин были изнасилованы во время геноцида и после него, в лагерях беженцев, контролировавшихся беглыми геноцидарами. Те женщины, которые выжили, впоследствии либо умерли от СПИДа, либо живут с этой разрушительной болезнью. Жертвы не получили ни своевременных, ни эффективных противовирусных препаратов, которые могли бы спасти их жизни. Те же, кто планировал ВИЧ-геноцид и насиловал своих жертв, напротив, получали лечение в заключении в Аруше.

Аруша – это город в Танзании, где был организован международный трибунал по Руанде. Там судили верхушку. Мелкую сошку (и в гораздо большем количестве) держали в тюрьмах и судили в Руанде, где условия содержания были сами догадываетесь какие.





Многие жертвы геноцида были детьми и пронесут травмы детства через всю свою жизнь – и, возможно, жизнь своих потомков.



Продолжение следует.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
old_fox
May. 19th, 2011 05:38 pm (UTC)
Почему армия Руанды и «Интерахамве», на стороне которых было временное преимущество, так легко отдали территорию РПФ? Ведь их и численно должно было быть больше? Война могла бы затянуться на годы.
arkhip
May. 19th, 2011 05:52 pm (UTC)
Солдаты РПФ были хорошо обучены, дисциплинированы и обладали несравнимо более высоким моральным духом. Вооружением их снабжала Уганда, в армии которой офицеры РПФ изначально служили. В 1990 году их остановило только прямое вмешательство Заира и Франции, и всё последующее время РПФ не тратил время зря и занимался самосоверенствованием в военной области. Я на самом деле удивляюсь, почему в 1994 году они не размолотили правительственные войска сразу - ведь непосредственно после начала геноцида они начали наступление и через три дня достигли Кигали, где и завязли в позиционных боях на 3 месяца. А в июле начали новое наступление и зачистили Руанду за неделю. Читанные мною источники не проясняют ситуацию вовсе (а в большинстве случаев вообще обходят её)
diana_spb
May. 19th, 2011 08:56 pm (UTC)
>>> отсутствует Пол Русесабаджина, менеджер отеля из Кигали, который спас 1268 человек <...> он находится в контрах с нынешним руководством Руанды,
Политиканы...

>>> французские солдаты, <...> они убедили сопротивлявшихся в том, что теперь опасность миновало и можно выходить ихз укрытий, а затем покинули район.
Сознательно обрекли спрятавшихся на смерть?
arkhip
May. 20th, 2011 07:36 am (UTC)
Вряд ли. Скорее всего они взяли с "Интерахамве" честно слово, что те сложат оружие и перестанут убивать. И поверили ему.
neckapb
May. 21st, 2011 12:05 am (UTC)
Красивую какую девчонку спас Нсенгиюмва!..
Глупый комментарий в данном контексте; но об остальном могу только молчать. Слишком ужасно.
arkhip
May. 21st, 2011 07:03 am (UTC)
Это да. Там вообще человек 10 было вывешено; можно было бы всех вставитть, но Я просто замучался бы переводить. Вот и оставил священника (спасшего 400 человек), мусульманина и колдунью - очень колоритная и достойная дама.
arkhip
May. 21st, 2011 07:04 am (UTC)
ЗЫ:
Да, в смысле красивую. Ваш комментарий я глупым не нахожу.
samoljot
Jun. 5th, 2011 09:22 pm (UTC)
Re: ЗЫ:
Я тоже. При том, что среди негритянок красивые на мой взгляд женщины попадаются ОЧЕНЬ редко. А если и попадаются, это обычно сомалийки или эфиопки, у которых ненегритянские черты лица.
( 8 comments — Leave a comment )