?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Про Жратву

Негры

Крокодилы-бегемоты

Обезьяны. Без кашалотов.

Братья во Христе.

Племя Хамер.

Ткачи Дорзе.

Рынки. Часть 1.

Рынки. Часть 2.

Рынки. Часть 3.

Племя мурси.

Праздник примирения племён.

Я помню, что давно не писал про Эфиопию, но насколько именно - понял только сейчас, когда полез искать предыдущую запись. С июня. Это неправильно и безобразно. Исправляюсь. Итак - племя дэссанеч. Племя это насчитывает порядка 40 тыс. человек, проживающих в одном из самых отдалённых глухих углов Эфиопии на границе с Суданом, причём эта территория ещё и отделена от остальной страны широкой и довольно мутной рекой Омо, мостов через которую пока ещё не построили




Возможных средств переправы через реку было два - моторные лодки с тентами



либо каноэ, выдолбленные из цельного древесного ствола по технологиям каменного века, управляемые негром с шестом



Мы, в общем-то, не сомневались, что переправляться через реку будем на более современных плавсредствах, однако проведённые Меконненом переговоры к чаемому успеху не привели - стремительные катера оказались только для негров государственной собственностью и воспользоваться ими без разрешения соответствующей инстанции нам не позволили ни за какие деньги. Оставались первобытные лодки, которые вертелись возле нашей импровизированной пристани (представлявшей собой протоптанную в косогоре узкую тропинку, прихотливо сбегавшую к воде). Управлявшие ими африканцы демонстрировали практически предел человеческой ловкости, однако возникавшая при малейшем движении сильнейшая бортовая качка, а также плескавшаяся на дне отвратительная коричневая жижа оптимизма не внушали. К тому же, как назло, это был единственный выезд из лагеря, в который я не взял с собой непромокаемый мешок для фототехники - и тут на тебе. Предложенный местными шутниками альтернативный вариант перебраться вплавь был отвергнут несмотря на то, что местные негритята купались в этой пульпе с видимым удовольствием. Дело было не сколько в неизбежных для этих вод крокодилах - тем более что большинство их наверняка уже поймано и съедено - сколько в малоприятных тропических штучках вроде шистоматоза. Искупаться в речке, а потом до конца жизни писать червячками - не самое лучшее приключение.



В итоге, несмотря на обилие вроде бы свободных долблёнок, нам для переправы была выделена всего одна, что означало четыре ходки на пути туда и четыре ходки на пути обратно. На дно каноэ набросали пластиковых пакетов, погрузили первую партию и чудо-лодка отправилась в путь. Я оказался в очереди последним и получил полную возможность насладиться ожиданием, наблюдая, как судорожно цепляются за борта мои товарищи по несчастью



и изучая жизнь приречных аборигенов. Вообще жизнь на берегу, на первый взгляд, бурлила ключом. Женщины ходили по бурую мутную воду, лодочники сновали туда-сюда подобно заправским гондольерам,



а наиболее чистоплотные аборигены омывали свои чресла и стирали немудрящее бельишко.



Перипетии моего передвижения в каноэ довольно трудно передаются описанию. Поскольку предыдущие партии туристов изгадили выложенные на дно пакеты до крайности, сесть в это месиво как полагается было совершенно невозможно, поэтому пришлось проделать весь путь стоя на коленях и намертво вцепившись руками в лодку. Одно могу сказать - эта штука действительно чертовски неустойчива. Нет-нет, мы не перевернулись. Но почему этого не произошло - я до сих пор понять не могу.

Собравшись на том берегу, мы обнаружили, что забыли взять воду. Учитывая то, что до деревни было два километра в один конец под вертикальными лучами солнца, оптимизма это не прибавляло. Впрочем, деваться всё равно было некуда, и через полчаса неспешного хода мы добрели до деревни дэссенечей, представлявшую собой скопище невообразимых вигвамов и домиков, похожих на гигантские ульи, обнесённое частоколом из колючего кустарника.



В отличие от других виденных нами племён, мужская часть населения тут не пряталась в саванне вместе со своими коровами и козами, а сидела живописной группкой возле входа в деревню и точила лясы.



Они совершенно равнодушно отнеслись к направленным на ним объективам и даже не взяли за это денег. Видимо, не позволило чувство собственного достоинства. Я уже потом, в Москве, узнал, что дэссенэчи - ребята реально крутые, не чета быковатым позёрам мурси. Дело в том, что они не просто живут на границе - эти земли издавна были (а часть из них до сих пор является) предметом спора между Эфиопией, Кенией и Суданом. Эфиопское правительство особенно не заморачивалось с расквартированием здесь регулярных частей и предпочло обильно снабжать местные племена (конкретно - дессэнечей) стрелковым оружием и постоянно науськивать их на соседей с тем, чтобы они на своей шкуре ощутили, что в Эфиопию лучше не соваться. Так что не исключено, что среди этой пасторальной группки могли попасться натуральные головорезы, так что наше спокойное уважительное поведение было совсем не лишним.



Кстати, ещё пару слов о знаменитой универсальной мебели тех мест - деревянной подушке-табуретке. Недавно ко мне заезжал один мой друг, и я ему в числе прочего показал фотографии из Эфиопии, в том числе и те, где местные жители демонстрируют искусство эквилибристики, в одиночку и порознь восседая на этих шатких конструкциях



Мой друг подумал, подошёл к окну, внимательно осмотрел двор и поманил меня пальцем. "Смотри сюда" - показал он куда то-вниз. Во дворе на корточках сидела группа среднеазиатов-дворников и вела непринуждённую беседу. "Обрати внимание," - продолжал мой приятель, - "вот казалось бы - негры, практически дикари, ходят с копьями и вставляют в уши пластмассовые крышки от бутылок. А вот поди ж ты - додумались до такого-вот бытового удобства. А у тех животных, что внизу, даже на это мозгов не хватило." И ведь прав на все 100%, чёрт побери...

Однако вернёмся в деревню. Стоило нам зайти за частокол, как тут же начали действовать неумолимые правила - взрослая тётка - ту быр, ребёнок - уан быр.



Одна из особенностей этого племени заключается в том, что после замужества наряд женщины принципиально не меняется, только с возрастом возрастает количество браслетов. Эта вот ещё молодая, хотя уже с дитём, и украшений у неё пока мало



у более же старших и заслуженных матрон количество браслетов и украшений весьма внушительно





хотя и тут есть исключения, например, эта старательная скорнячка обилием бижутерии не блещет



Вот, собственно, и вся деревня крутых. Можно было бы задержаться там и подольше, но очень уж пить хотелось.

Продолжение следует.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
new_mikha
Oct. 20th, 2009 04:02 am (UTC)
Круто, интересно пишете. Нифига себе материала у вас с той поездки.
arkhip
Oct. 20th, 2009 04:09 am (UTC)
это примерно половина того, что есть
cbao007
Oct. 20th, 2009 07:08 am (UTC)
это примерно половина того, что есть
Мне Африка нравится, Ваши посты читаю с удовольствием. Это хорошо что только половина материала, значит будут посты ещё.
_dmitrii
Oct. 20th, 2009 02:52 pm (UTC)
Загадка со старейшинами на самом деле решается очень просто.
Им заранее Меконен оптом оплатил фотографирование вне частокола.
Сначала они сидели смирно, но потом, если ты помнишь, начали бузить и закрываться от объективов. Видимо решили, что оплаченное время истекло и пора требовать бабло.
arkhip
Oct. 20th, 2009 05:04 pm (UTC)
Значит, не осталось в Африке джентльменов...
diana_spb
Oct. 20th, 2009 05:13 pm (UTC)
представляю Ваше разочарование :)))
Не поняла насчёт среднеазиатов-дворников.
arkhip
Oct. 20th, 2009 05:28 pm (UTC)
Чурки не додумались до того, до чего додумались негры - до подставки под жопу
diana_spb
Oct. 20th, 2009 05:30 pm (UTC)
кому как удобнее
adorationmagi
Jul. 2nd, 2017 09:11 am (UTC)
Хороший у вас журнал! 3 день читаю))
arkhip
Jul. 6th, 2017 02:31 pm (UTC)
Спасибо на добром слове :)
( 10 comments — Leave a comment )