arkhip (arkhip) wrote,
arkhip
arkhip

Эфиопия. Ткачи Дорзе.





Про Жратву

Негры

Крокодилы-бегемоты

Обезьяны. Без кашалотов.

Братья во Христе.

Племя Хамер.

Рынки. Часть 1.

Племя Дорзе проживает в горах недалеко от города Арба Мынч (см. предыдущие серии) и считается относительно цывилизованным по сравнению со скотоводами и собирателями нижней саванны. Например, в отличие от последних, они не трясут друг перед другом сиськами. На то есть две причины. Во-первых, в горах ночью довольно таки прохладно, а во-вторых, дорзе с давних времён специализируются на ткачестве и на всём, что с ним связано, а при таком раскладе ходить по горам и прериям с голой жопой было бы странно. К счастью, их цивилизованность продвинулась не настолько далеко, чтоб не слушаться старейшин, поэтому экскурсия в племя проходила по таксе "10 быр с носа и фотографируй что хочешь". Правда, некоторая жадная молодёжь пыталась от этого правила уклониться, но строго втихаря от старших.




В эту же сумму входили и услуги местного мачо с заплетённой в дреды шевелюрой, который на довольно уверенном английском поведал нам о жизни и быте дорзе





Как и прочие южные эфиопы, дорзе живут в конических крытых соломой хатках. Изначально они пытаются придавать своим домикам форму слоновьей башки, при этом одна бригада строителей строит дом за несколько недель, а высота его достигает 10-12 метров.

На фото ниже не совсем хижины дорзе, а стилизованные под них бунгало местного мотеля. Цывилизованность дорзе продвинулась настолько далеко, что они организовали нечто вроде кемпинга для желающих отдохнуть от благ цивилизации. Бунгало построено по точно такой же технологии, главное отличие - европейская дверь и меньшие размеры по высоте. Впрочем, традиционные хатки дорзе со временем тоже "садятся", потому что их изнутри выжирают термиты. То-есть дом высотой 10 метров через несколько десятков лет усыхает до 5-6 метрового. Тогда его превращают в сарай или иное другое подсобное помещение и используют до тех пор, пока его не доедят окончательно. Полный жизненный цикл хатки может доходить до 100 лет.



Как и у других народов Эфиопии, под одной крышей с людьми живёт скотина. У дорзе мы хотя бы услышали внятное объяснение тому, зачем негры предпочитают жить в говнище вместо того чтобы строить отдельные хлевы. Во-первых, от скотины идёт дополнительный обогрев (а ночами там реально прохладно), во-вторых, так легче контролировать, чтоб коров не выдаивали собственные телята либо добрые соседи.



Детей к ремеслу приучают сызмальства. Те, кто помладше, крутят какие-то спецыальные приспособления для намотки цветных ниток на катушку или что-то в этом роде



мальчики постарше садятся к станку. Эта работа у дорзе - мужское дело.



Не надо думать, что выражение лица подростка - следствие тяжкой и бесконтрольной эксплуатации детского труда. Просто он очень хотел заработать лишние два быра и в отсутствии взрослых всячески изворачивался и прятался за станок. Но тут пришли старшие и ему пришлось сесть ровно.



Мужчины постарше на глупости не отвлекаются и спокойно занимаются своим делом



На женщинах племени тоже лежит преизрядно обязанностей. Во-первых, они сучат и прядут нить. Ни один мужской дорзе никогда в жизни не займётся подобным делом - это бабская прерогатива.



Во-вторых, на них полностью лежит заготовка еды впрок и стряпня. Кстати, показатель зажиточности деревни - обилие относительно новой пластиковой посуды, употребляемой в основном по своему прямому назначению.



В частности, женщины занимаются заготовкой традиционной и основной пищи дорзе, приготовляемой на основе мякоти листьев банановой пальмы. Сначала лист распяливается на специальной доске и мякоть ножом отделяется (точнее, оттирается) от волокон





Далее мякоть прессуется и складывается в специальные ямы, где вылёживается в течение довольно длительного срока - от полугода до года



Готовая масса по своему внешнему виду и особенно запаху больше всего похожа на подзалупный творог, но дорзе этим нимало не смущаются и кушают вкусный и экологичный продукт каждый день



Готовят они свой деликатес так - сначала вынимают из ямы порционный кусок и мелко его режут



Затем смачивают водой, дабы сделать тесто



потом из него формуют лепёшки и пекут их на костре.



Нам предложили отведать получившееся блюдо вместе с пальмовым самогоном. Самогон оказался совершенно убийственным и термоядерным, лепёшку же, насколько я понимаю, отведать никто не рискнул. В итоге её с видимым удовольствием слопали наши водители.

В заключение нашего визита гостеприимные хозяева напялили на себя барсовы шкуры и покрывала поярче и устроили сеанс африканских плясок с копьями



а также показали народный эфиопский хоровод под названием саломе-саломе. На 9 мая, уже в лагере в саванне, мы примерно так же отплясывали вместе с нашими сопровождающими в честь Дня победы. Но это было уже потом



Женщины при этом били в барабаны и бубны, пели песни и вообще всячески задавали ритм.



Напоследок это гостеприимное туристическое племя предложило нам укупить что-либо из поделок рук ихних. Однако особо никто не соблазнился ввиду их полной бесполезности в нашем быту. Даже на клык бегемота никто не позарился. Один лишь я не удержался и прикупил шапочку вроде этой



да и то потому, чтобы ходить в ней баню, до какового дела я немалый охотник.

Раскланявшись с хозяевами, мы отправились лицезреть водопад и горные пейзажи, до которых я как-нибудь доберусь в следующих сериях.

Продолжение следует.
Tags: Эфиопия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments