?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Про Жратву

Негры

Крокодилы-бегемоты

Обезьяны. Без кашалотов.


Как я уже упоминал, Эфиопия - одно из древнейших христианских государств мира. Эфиопские христиане, хоть и на зывают себя православными, не признают решений Халкидонского собора, имеют свой собственный Символ веры и вообще значительно отличаются от церквей как византийского, так и латинского обряда. Желающие вникнуть в тонкости различий могут заглянуть, например, сюда и побродить по ссылкам. Я же ограничусь впечатлениями от посещения монастыря Адади Мариам, примерно в 100 км к югу от Аддис-Абебы.



В монастыре нам повезло - мы попали на весьма красочную церемонию. Как нам объяснили гиды, жто была то ли помолвка, то ли приготовительная процедура к свадебному обряду.

Товарищи в синем - это низшая ступень тамошней церковно-монашеской иерархии. что-то вроде нашего послушника



Сами брачующиеся сидели тихо в нарядных коронах и никакого видимого участия в празднестве не принимали



Само же мероприятие проводилось с поистине африканской удалью - с плясками в кругу, хлопаньем в ладоши и биением в бубны и барабаны. Вообще, если бы не кресты на послушнической униформе, никогда бы не догадался, что это церковный обряд



тем более что одежда присутствовавших женщин напоминала скорее мусульманские моды



Священники тоже выглядели весьма и весьма колоритно, но в плясках с бубнами участия не принимали



зато простой народ отрывался по мере сил и возможностей





Надо сказать, что местные послушники выражением своих коричневых и чорных лиц ничем не напоминали смиренных рабов Божыих. Надеюсь, что их так раздражали не мы, а суровая эфиопская монашеская жизнь как таковая.



При первом же взгляде на монахов мне показалось, что их шапочки мне что-то определённо напоминают. И только по возвращении в Москву я понял - что именно: пиктограмму слона (или офицера) в шахматных этюдах. Тот. кто в детстве изучал шахматную теорию - меня поймёт.



В скорости пляски прекратились и начались торжественные речи, выслушиваемые публикой с немалым почтением



правда, выражение лиц некоторых детей диссонировало с общим благостным настроением



Мы тем временем воспользовались возникшей паузой, чтобы посетить собственно старую церковь, которая размещалась под землёй, в катакомбах





Оказывается, церковно-монастырский комплекс был построен в далёкие средневековые времена, чтобы обезопасить его насельников от вторжений оромо, которые тогда были ещё совсем Дикие и только-только начали свою миграцию на север с территории нынешней Кении. Кроме оромо, опасность представляли ещё и мусульмане, которые устраивали периодические набеги на окраинные христианские области. В конце концов вся эта территория оказалась под властью неверных и монастырь был заброшен. Даже когда эфиопы вернули эти земли себе, этот монастырь пребывал в заброшенном виде, поскольку его не могли найти да и вообще забыли, что он когда-то был. Однако веке в 18 какой-то местный феодал охотился за мелкой антилопой под названием дик-дик, которая, не желая превращаться в шашлык, проявила в себе качества заправского суслика, нырнула в невесть откуда взявшуюся дыру да там и исчезла. Любознательный феодал проследовал за антилопой в отверстие и - оба-на! - заново открыл этот заброшенный храм. С тех пор он вновь используется для богослужений.

В подземной церкви местный монах, стоявший в иерархии на ступень выше злобных синих крестовиков и по этому поводу закутанный в белую марлю, рассказал нам об особенностях эфиопскоправославного богослужения. К сожалению, монах получился нерезким, потому что я случайно сбил настройку наведения резкости и не сразу это обнаружил



Во-первых, в эфиопской церкви на входе принято разуваться, как в мечети. Во-вторых, если наши церкви, грубо говоря, делятся на две части - общую и алтарную, то у эфиопов всё сложнее. У них существуют отдельные помещения или стороны для молящихся мужчин и женщин, если стоять спиной к алтарю, то женская сторона будет слева, а мужская справа. Входы тоже, естественно, разные. Я не берусь утверждать, практикуется ли это во всех церквях Эфиопии, но по крайней мере нам разъяснили, что так оно и есть. А ещё, кстати, эфиопы практикуют обрезание и не едят свинину. Правда, запрет на поедание свинины не является каноническим.

Во время лeкции наше внимание привлекал громадных размеров Барабан, занимавший чуть ли не половину женской стороны.



Если на сцене в первом акте висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить. Так же вышло и с Барабаном. Поскольку Эфиопия хоть и христианская страна, но находится тем не менее в Африке, то представить себе тамошний молитвенный обряд без Барабана просто немыслимо. Роль Барабана нам продемонстрировал всё тот же инок. Сначала он взял молитвенный посох и стал распевать гимны, раскачиваясь вперёд и назад. Потом он отставил посох в сторону и повторил то же самое, бия в барабан. Видимо, во время реального богослужения эти действия происходят одновременно, но для этого нужны два человека, а наш экскурсовод был один.



На этом наше знакомство с африканскими церковными таинствами закончилось, и мы выползли на свежий воздух. Церемония к тому времени закончилась совсем, и послушники мирно отдыхали в тени смокв и акаций



Напоследок мы с _dmitrii совершили незапланированную экскурсию на погост. Перед отъездом мы попросились слить лишнюю воду из радиатора, дабы не беспокоить потом экспедицию незапланированными остановками, и нам любезно отворили дверцу, ведущее на некое поле. Отойдя на разумное расстояние и пристроившись у какого-то колышка, я вдруг понял, что это не просто оградка. а последний выдох.... Могила.... Кладбище...




так что пришлось срочно купировать процесс и бежать ещё дальше, в заросли опунций и каланхоэ.
На этом наше знакомство с местной христианской цивилизацией закончилась. Впереди нас ждали саванны, бездорожье и негры-анимисты и прочие жирафолюбы, о коих я частично написал, а частично ещё напишу.

Продолжение следует.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
boza_revenge
May. 25th, 2009 11:04 am (UTC)
Насколько я помню, в английском варианте "слон" или "офицер" называется "bishop". хотя, может быть, меня и память подвела.
arkhip
May. 25th, 2009 11:25 am (UTC)
Нет, не подвела
gorshkoff
May. 25th, 2009 11:05 am (UTC)
"К сожалению, монах получился нерезким, потому что я случайно сбил настройку наведения резкости и не сразу это обнаружил" но вы все равно смотрите, смотрите... :)
arkhip
May. 25th, 2009 11:26 am (UTC)
надо ж было чем-то проилюстрировать
gorshkoff
May. 25th, 2009 11:06 am (UTC)
а мне послушники напомнили обезьянку-помощницу доктора Айболита, в массовой детской культуре она как раз в таком костюме изображается
arkhip
May. 25th, 2009 11:26 am (UTC)
Я слишком давно чситал Айболита...
olga508
May. 25th, 2009 11:48 am (UTC)
у нас тоже женщины налево, мужчины направо. на Валааме все строго, а в обычной церкви, конечно не совсем, но если приглядеться, то тоже можно увидеть тенденцию.
я так понимаю, это единственный монастырь, который встретился на пути? в нашионал географике как-то была статья про высокогорные монастрыри. такие красивые фотографии!!
arkhip
May. 25th, 2009 11:49 am (UTC)
Я в России нигде не видел строгого разделения. И вход один дляч всех.

Что до монастырей. то они на севере, а мы ездили на йух.
(Deleted comment)
arkhip
May. 25th, 2009 06:03 pm (UTC)
Ага, любит... в те места, до которых дотянется...
blazzer
May. 25th, 2009 12:24 pm (UTC)
интересно, а что было с этим монастырем во времена тов. магнуста хайле мариама?
понятно, что ничего хорошего, но все ж интересно.
arkhip
May. 25th, 2009 06:03 pm (UTC)
Без понятия. Мангуст веру гонял, но до каких пределов - не знаю
samoljot
May. 25th, 2009 02:49 pm (UTC)
Не знаю, как насчет послушников, а священники мне понравились. Особенно в темной шапке. Нормальные лица, и не вызывает диссонанса: черный священник именно потому, что лица достойные.
arkhip
May. 25th, 2009 06:04 pm (UTC)
Тот, который в чорной шапке - один в один мой давний знакомый. Разве что чуть потемнее.
diana_spb
May. 25th, 2009 05:41 pm (UTC)
Спасибо!
Где-то читала (не знаю, насколько верно), что Эфиопию не колонизировали вплоть до Муссолини как христианскую страну.
arkhip
May. 25th, 2009 06:01 pm (UTC)
Эфиопию не колонизировали не потому что она была христианской, а потому, что не смогли.
diana_spb
May. 25th, 2009 07:35 pm (UTC)
зато смогли найти объяснение :)))
uldorthecursed
Mar. 25th, 2011 07:34 pm (UTC)
Итальянцы первый раз это попытались сделать, когда Муссолини еще пешком под стол ходил.
Получилось очень неудачно... :-)
diana_spb
Mar. 25th, 2011 08:21 pm (UTC)
Значит, я прочитала что-то неправильное :)
dadrov
Jun. 1st, 2009 07:45 am (UTC)
Занятно, что в общем-то крайне небогатой Эфиопии попы ушиты в золото по самое небалуйся. Исходя их этого в православноси верующих можно даже и не сомневаться.

Поп справа - чисто Лоуренс Аравийский. Черты лица совершено европейские и правильные. Взгляд надменный. Человек очень четко знает себе цену. Ой, непрост...
arkhip
Jun. 1st, 2009 08:32 am (UTC)
Ой, да я Вас умоляю. В реале их наряд богатым совсем не смотрится. Да и церуовь убрана крайне скромно.
dadrov
Jun. 1st, 2009 10:15 am (UTC)
Оно и понятно, что скромно, а белые оксфордские штиблеты поп на какие гроши покупал?
arkhip
Jun. 1st, 2009 10:25 am (UTC)
Надо же как Вы разбираетесь в обуви. Я вот с ходу не вижу - штиблеты это или сандалии с белыми носками
( 22 comments — Leave a comment )