arkhip (arkhip) wrote,
arkhip
arkhip

Category:

Демократическая Кампучия. Озеро Тонлесап.



Однако же пора и несколько разнообразить тему рассказов о Кампучии. Пять частей подряд, посвященных храмам Ангкора - это уже несколько чересчур. Причём эти пять частей - ещё далеко не всё об Ангкоре. Поэтому делаю маленький перерыв для того, чтобы продемонстрировать биение жызни в современной Камбодже. Итак, что такое Тонлесап? Это название объединяет самое крупное в Индокитае озеро и речку, соединяющую его с Меконгом. В обычное время озеро относительно невелико - от 2 до 3 тыс. кв. км. и речка течёт из него в Меконг. В сезон же дождей река поворачивает вспять и сбрасывает в озеро избыток водостока Меконга. Тогда озеро разливается в пять-шесть раз и занимает до 10% площади всей Камбоджы.



Понятно, что значение озера трудно переоценить. Во-первых, оно изобилует рыбой, лягушками, пресноводными креветками и прочими съедобными глистами, поэтому естественным образом является крупнейшим источником протеинов для местного населения. Во-вторых, когда озеро отступает, в образовавшейся грязюке сеют рис.

А ещё озеро замечательно тем, что даёт приют довольно специфической группе кампучийского народонаселения. Наш ангкорский гид, будучи спрошен о соцыальной структуре страны, довольно чётко разделил проживающий там люд на 3 группы

1) горожане, работающие в правительственных структурах и в сфере услуг (сколько-нибудь заметной промышленности в Камбодже нет и не предвидится)

2) крестьяне, выращивающие рис и прочие овощи

3) рыбные ловцы с озера Тонлесап, преизрядно отличающиеся не только от первых двух групп, но и от своих коллег в других частях мира



Дело в том, что во всём мире рыбные ловцы живут на суше, выходя в море-реку-озеро лишь на промысел. Не то в Камбодже. Тамошние рыболовы рождаются, живут и умирают на озере. В принципе они вообще за время своей жизни ни разу не ступить ногой на землю. Живут они при этом либо в домах на сваях вроде этого



либо на плотах, либо вообще чуть ли не в лодках



Существуют разные мнения, объясняющие этот феномен. Наш гид из "сухопутных" уверял нас, что жители озера - это Голожопая Голытьба, которая не в состоянии купить себе кусок земли для того, чтобы сеять на нём Рис, и поэтому вынужденная жить на озере, промышляя ловлей рыб и лягушек. Однако мне это объяснение представляется несостоятельным в первую очередь потому, что Камбоджа вплоть до последнего времени не знала, что такое аграрное перенаселение. Т.е. вплоть до 50-х годов проблем с тем, чтобы отселиться в сторону и начать возделывать целину, в стране не было. Правда, в середине века, во время первого царствования Сианука, земельная проблема начала было возникать, но потом благодаря гражданской войне и красным кхмерам её острота на некоторое время спала. А поселения рыбных ловцов на озере известны с незапамятных времён. Так что причина распространения подобного образа жизни, на мой взгляд, несколько иная. Поскольку озеро имеет привычку расширяться и усыхать в пять раз каждый год, то понятие "берег" там не более чем условность. И в самом деле - построишь ты, допустим, избушку на берегу в сухой сезон, а через пару месяцев её к свиньям собачьим зальёт. А то, что называется берегом в сезон дождей, в прочие времена года отделено от озера парой десятков километров Говнища, в котором в лучшем случае можно высеять рис, а в худшем - утонуть, как собака Баскервилей в Гримпенской трясине. Поэтому для рыбных ловцов было вполне естественно поселиться в центре озера и круглый год иметь доступ к вкусной и нажористой белковой Пище, а её излишки выменивать на рис, рыгаловку и ткани.

В наше время посетить рыбацкие деревни просто. С целью удобства сообщения от Сиемреапа в глубь озера проложены дамбы, и теперь стартовать с них в глубь озера можно в любое время



Эти лодки, понятное дело, не рыбацкие, а туристические. Удовольствие прокатиться по озеру сейчас стоит порядка 10 долларов с носа. Дамба, кстати, тоже довольно обжита, видимо, некоторые из обитателей озера оценили явные логистические удобства круглогодичного доступа на сушу. Для сбыта рыбы и вообще для торговых операцый это неоценимо



Кстати, рекомендую обратить внимание на высоту свай, а также на их видимую прочность. Перепад уровня воды в течение года составляет 8-10 метров, так что в мокрый сезон в этих скворечниках жить мокро, а в сухой - страшно. Кроме жилых домов, встречаются и хозяйственные постройки, например, построенная южными корейцами церковь



До самой рыбацкой деревни от дамбы надо плыть минут 15. Она представляет собой довольно хаотичное скопление плотов, лодок и дебаркадеров, обитатели которых предавались самым разнообразным занятиям, с преобладанием, естественно, основного - рыбной ловли



Технику этой ловли следует пояснить особо. Вообще в озере водится масса разных видов рыбы вплоть до сомов, но в данный конкретный день народ занимался добычей местной разновидности анчоуса - рыбок размером не больше сантиметра-двух, используемых в основном для приготовления любимого во всей Восточной Азии соуса из тухлой рыбы, называемого во Вьетнаме ныок мам, а в Таиланде и Камбодже - нам пла. Для приготовления соуса свежепойманную рыбу присаливают, закупоривают в керамическую посуду и на некоторое время выставляют на солнце либо же (чаще) прикапывают в почву для лучшей ферментации. Затем образовавшуюся жыжу сцеживают и упаривают. Получается коричневая маслянистая жидкость, с виду похожая на соевый соус, но обладающая убойным запахом. Тем не менее, если капнуть несколько капель соуса на овощной салат или в суп, запах уходит и появляется оригинальный неплохой привкус. В Москве тайский нам пла продаётся во многих супермаркетах, так что любители экзотики могут попробовать.

Ну так вот. Протока перегораживается на ночь мелкой сетью, затем сеть вынимают, не отделяя от неё анчоусы (и то верно - ибо Заебёшься) и привозят в деревню, где у каждого дома стоит нечто вроде станка. Концы сети подают на станок



при этом часть членов семьи тянет сеть на себя сквозь специальную раму, распутывает и складывает её



другие же домочадцы изо всех сил лупят по натянутой на раму сети неким подобием теннисных ракеток, при этом анчоус из сети вываливается и падает вниз, на специальный поддон



Работа эта не из самых интеллектуальных и приятных, что ясно видно по выражению лица этого-вот мальчика



Между прочим, деревня, которую мы посетили, населена почему-то вьетнамцами. Откуда они взялись и долго ли там живут - непонятно, однако же слова гида об этническом происхождении рыбных ловцов подтверждают конические шляпы, которые носят местные красотки (кхмерки обматывают голову шарфом)



а также красные галстуки, которые носят озёрные школьники, подобно своим сверстникам в дельте Меконга.



Школа, кстати, тоже плавучая. Если местный ребёнок не умеет плавать (полагаю, что это нонсенс), в школу его не принимают. От греха подальше. Вообще детей в этой деревне было преизрядно и особо рахитичными они не выглядели (что опять же опровергает теорию о Голожопой Голытьбе)








При этом дети дошкольного возраста себя одеждой не утруждают



Ну а кабыздохи и бобики одинаковы во всём мире



Вы, наверное, хотите задать вопрос, который вертится у вас на языке последние 10 минут, а именно: куда же они все Срут? Отвечаю: под себя, т.е. там же, где и живут, в озеро. А воду для питья набирают так. Берут пустую посуду, отплывают в глубь озера километров на 5 и там её наполняют. Не знаю, насколько всё это помогает, потому что ответа на вопрос - где же они берут топливо, я так и не получил. Надеюсь, что хотя бы керосинки у них для этой цели имеются.

Кроме того, для развлечения молодых и не очень особей мужского пола, которые в деревне тоже водятся в изобилии





в деревне имеется бильярдная (тоже, естественно, плавучая)



а также лавки, пивные и двухэтажный магазин-ресторан для туристов, с высоты которого и была снята эта-вот "панорама"



Продолжение следует
Tags: Камбоджа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments