?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя Албания. Часть 1



Валерка протянул Ивану пудовую книжищу в глянцевой обложке. Иван с трудом удержал ее в руках. «Моя Албания» — было крупными буквами написано на обложке.

— Что это?

— Картины, — ответил Валерка. — Да ты погляди, там интересные есть. Я тоже сначала думал, что одно гээмка, а посмотрел — ничего.

Виктор Пелевин. День бульдозериста.


Помнится, когда я учился на первом курсе университета, наша преподавательница английского языка решила устроить занятие на географическую тему и устроила опрос, кто какую страну хотел бы посетить. Ответы в своей массе не блистали оригинальностью - Франция, Великобритания, ну там Италия. Когда я назвал Албанию, преподавательница была чрезвычайно удивлена, впрочем, равно как и студенты. На что я ей объяснил, что мне было бы интересно посетить страну, в которой практически никто не был. Впрочем, в то время для нас этот разговор был чисто умозрительным, ибо перспектива посетить что Париж, что Тирану представлялась крайне гипотетической. С тех пор времена несколько изменились. Правда, в Париже я так и не побывал (просто не хочется), но когда выяснилось, что из Черногории в Албанию можно просто взять и съездить на экскурсию, немедленно уплатил 60 евро. О чём и представляю некий фотоотчёт (многие фото сделаны из окна автобуса, так что не обессудьте)



К сожалению, на черногорско-албанской границе фотографировать запрещено. А жаль. Потому что черногорский пограничный пункт представляет собой бревенчатую избу, по всему периметру обильно облепленную ласточкиными гнёздами, а албанский - такого же размера сооружение, но выстроенное (судя по внешнему виду) из прессованного скотского говна. Ласточки им брезгуют. Процедура проверки паспортов заключается в том, что гид собирает паспорта у всех турыстов и уносит их в неизвестность вплоть до возвращения из Албании. Черногорцы при этом ставят штамп о выезде, албанцы же ленятся. Визовый сбор составляет 0 рублей х... копеек.

Сразу по пересечении границы черногорские гиды радостно говорят "Добро пожаловать в Албанию!" и наливают всем по рюмке албанского коньяку, надо сказать, вполне неплохого на вкус. Делается это, однако, не из любви к русским туристам, а потому, что они этим коньяком фарцуют всего по 10 евро за бутылку. При этом, конечно, всем строго-настрого говорится, что надо остерегаться подделок и настоящий коньяк можно купить только у них и только при обратном переезде через границу. Мы сказали "Ага!" и по приезде в Тирану немедленно затарились точно таким же коньяком, но за 5. Коньяк, кстати, называется "Скандербег" и назван в честь народного героя 15 века, прославившегося тем, что при нём албанцы первый и единственный раз в своей истории самостоятельно надавали своим врагам пиздюлей. Но об нём несколько позже.

Так вот. Испив коньяку, мы остановились у приграничного магазинчика, который предлагал стандартный в подобных случаях ассортимент товаров: местную сувенирную продукцию, местное же пиво и поссать. Два последних сервиса были использованы с благодарностью, сувениры же былти отложены до Тираны. Тут же, собственно, я и сделал первые немудрящие фотографии

Албанская корова, выжирающая пограничную полосу



А это сама полоса (погранпост, к сожалению - за рекламным щитом)



Да, тут надо сделать небольшое отступление. Уникальность Албании заключается в первую очередь в том, что в 20 веке эта страна продемонстрировала одну из самых ярких попыток пёрнуть шире жопы. До войны это был совершенно занюханный медвежий угол, в котором правил король с любимыми всеми антисемитами мира именем Zog. Однако в 1939 году Мусолини решил, что грех не прибрать к рукам то, что плохо лежит, и послал в Албанию экспедиционный корпус. Королевская армия для виду посопротивлялась пару часов, а потом расслабилась и получила удовольствие. В 1943 году, когда выяснилось, что плохо лежит уже сама Италия, итальянцев сменили немцы. А ещё через год, когда немцев не очень вежливо попросили с Балкан, с гор спустились коммунистические партизаны и взяли в стране власть. Кстати, албанцы чрезвычайно гордятся тем фактом, что их страна была единственной страной Европы, изгнавшей немцев безо всякуого участия держав-победителей. На самом деле всё было гораздо проще: немцы ушли сами, а державы-победительницы Албанией просто побрезговали. Ну так вот.Укрепившиеся в Албании коммунисты сначала стали сателлитами Югославии. Потом, когда в 1948 году Тито поругался со Сталиным, албанский вождь Энвер Ходжа решил, что доить СССР выгоднее, и стал наивернейшим союзником и клиентом Москвы. Естественно, в страну приехала масса советских специалистов и стала строить много всякого. Однако эта лафа закончилась тогда, когда Хрущев стал разоблачать культ личности. Ходжа, которому культ личности очень даже нравился, с Хрущёвым разругался. Тем более что очень кстати подвернулся коммунистический Китай, остро был нуждавшийся хоть в каком-то союзнике. Так что Пекин украсился плакатами типа "Китай-Албания! Пекин-Тирана! Героические города, героические страны!", Албания стала представлять интересы КНР в ООН, а советских специалистов заменили китайские, споро начавшие достраивать всякое, в спешке брошенное советскими. Плюс китайцев заключался в их неприхотливости, а минус... Да кого волновало то, что они ни хера не умели делать, когда на носу Мировая Революция! Однако и тут недолго музыка играла: Китай плюнул на светлый коммунизм и начал ловить мышей с помощью кошек неважно какого цвета. Энвер Ходжа, к тому моменту уже вошедший во вкус посылания старших братьев нахуй (а это очень просто, когда на тебя никто не обращает внимания) объявил, что Албания продвинулась настолько, что ей теперь вообще никто не нужен и теперь она будет делать всё своими силами без каких бы то ни было иностранных спецов. Полуторамиллионная на тот момент страна, ага. И ведь не шутил. Албания провозгласила полную автаркию и стала уж как умела продлевать срок службы тому всякому, что русские строили, а китайцы достраивали. На 10 лет их хватило, а потом в Албании тоже настала Демократия и Приватизация. Приватизация в Албании заключалась в том, что каждый дееспособный албанец решил, что кто успел - тот и Чубайс, поэтому в течение нескольких месяцев освобождённый албанский народ частью растащил по домам, а частью просто привёл в негодность всё то всякое, что было создано в стране за 50 лет, не забыв, впрочем, и о немецко-итальянском колониальном наследии. Правда, кое-что всё же осталось: рельсы, потому что они сука тяжёлые, и бетонные конструкции, так как их никак в ворота не протащишь.

Исходя из вышесказанного, очень многие общественные здания, да и просто дома старше 15 лет в Албании выглядят так:



Честно говоря, я не знаю, как при Энвере Ходже обстояли дела с общественной гигиеной. Говорят, что диктаторы любят, когда чисто, но это скорее всего гипербола. В любом случае в нынешней Албании с этим делом всё хорошо. Возьмём, например этот этюд под рабочим названием "Свинки завтракают" и обратим внимание на то, что завтракают они не где-нибудь а в высохшем русле реки. Когда пойдут дожди, всё это смоет и свинкам будет нечего кушать.



Видимо, соседние страны были не очень рады тому, что свиной завтрак периодически попадает в Адриатическое море в нехилых масштабах, и профинансировали постройку на крупнейшей в Албании реке Дрин этого-вот незатейливого гидротехнического сооружения под названием Решётка. Решётка перегораживает всю реку и не пропускает плывущий сверху мусор в Адриатическое море. Проблема, однако в том, что между Решёткой и морем находится несколько десятков километров Албании, так что вряд ли это сооружение эффективно на 100 процентов.



В любом случае - местных жителей состояние реки пугает мало. По крайней мере скотину они там поят безбоязненно.



Ффух, что-то я притомился. Конец первой серии, да. Следующая часть будет посвящена Шкодеру - главному городу Северной Албании

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
vls_777
Aug. 9th, 2007 11:23 am (UTC)
Спасибо, любопытно
maximkoo
Aug. 9th, 2007 11:32 am (UTC)
Офигительно!

С вашего позволения, перепощу на forums.people.ru

Жду продолжения.
arkhip
Aug. 9th, 2007 11:34 am (UTC)
Нет проблем. ССылочку только киньте на кросспст, плиз
ginshish2
Aug. 9th, 2007 11:33 am (UTC)
Интересно
Албанцы , это вроде наших черножепых , если я правильно понял ?
arkhip
Aug. 9th, 2007 11:34 am (UTC)
Re: Интересно
ага
(Deleted comment)
starush
Oct. 4th, 2007 07:25 pm (UTC)
Re: Историческиая справка.
все так, только они не "ушли". фракийские племана, к которым принадлежат большая часть предкол албанцев, жили почти по всей территории восточной европы, включая балканы. они стали субстратом для албанцев, румын (даки и геты, с которыми перемешались сначала римляне, а потом и славяне — тоже фракийцы).
Фракийская кровь есть во всех балканских народах, где больше, а где меньше. Н и в Карпатах, разумеется, тоже.
rus_warrior
Aug. 9th, 2007 12:30 pm (UTC)
ЗачОт!
Ждём следующей серии!
panischev
Aug. 9th, 2007 01:32 pm (UTC)
tarlith_history
Aug. 9th, 2007 02:09 pm (UTC)
Да, а с Зогу связан еще один забавный момент - его на престол посадил русский отряд во главе с небезызвестным Антоном Туркулом.
arkhip
Aug. 9th, 2007 02:59 pm (UTC)
Ну, на престол он сам себя посадил, несколько позже. А то, что Туркул сверг для него православного епископа - факт
ystrek
Aug. 27th, 2007 04:13 pm (UTC)
Зогу, кажется, единственный монарх, которого в исторической литературе принято звать по фамилии. Это чтобы подчеркнуть его самозванство?
arkhip
Aug. 27th, 2007 04:15 pm (UTC)
Вполне возможно. Как монарха его признали далеко не все страны. Кстати, он не единственный. Бокассу тоже принято звать по фамилии :)
alex_bir
May. 29th, 2013 11:43 pm (UTC)
Миклашевский в Сербии занимался для Зогу набором наёмников и командовал русской сотней. не Туркул.
alex_bir
May. 29th, 2013 11:40 pm (UTC)
и звали генерала Туркула - полковник Александр Миклашевский :)
kolobok1973
Aug. 9th, 2007 02:15 pm (UTC)
Чё-то Вы переплатили... Нам это удовольствие стоило не 60 евро, а 40
Будете писать про Тирану - про Эди Раму не забудьте:)
arkhip
Aug. 9th, 2007 03:00 pm (UTC)
Сейчас везде 60. Да, Эди Рама - отдельная песня. Помню.
aliksandar
Aug. 9th, 2007 03:24 pm (UTC)
они и Косово таким-же очень скоро сделать могут...
ur_beobachter
Aug. 27th, 2007 09:10 am (UTC)
Фоторепортаж из Косова
cathay_stray
Aug. 10th, 2007 04:20 am (UTC)
Великолепно, товарисч!! Тема раскрываетцо со всей возможной зачотностью. Жду с замиранием сердца продолжения банкета.
shultz_flory
Aug. 12th, 2007 10:49 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
zuzinskij
Aug. 13th, 2007 02:44 pm (UTC)
Въ восторге! Исчо!
pan_terra28
Aug. 14th, 2007 12:18 pm (UTC)
очень интересно. Почему-то стойкие ассоциации с Кустурицей
svinkovod
Aug. 25th, 2007 09:54 pm (UTC)
Аааа! Не обижай свинок:))) Хоть и не морские:))
Кста, че они делают под правоверными?
svinkovod
Aug. 25th, 2007 09:56 pm (UTC)
Извинни за глупость, вторую часть уже читаю:)
arkhip
Aug. 26th, 2007 09:05 am (UTC)
Треть албанцев - христиане
rus77_79
Oct. 30th, 2007 09:07 am (UTC)
чушки бедные!
( 27 comments — Leave a comment )